Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Звездный недоаншлаг

Высокие цены на билеты - проблема самая трудная. 1000 рублей и выше - в танцевальный, стоячий партер, от 2 до 5 тысяч - в партер с местами. Сегодня сходить на концерт звезды в Питере порой дороже, чем в Лондоне и Париже.

«ВП» подводит итоги: кто из мировых рок- и поп-знаменитостей оправдал ожидания публики, а кто, увы, разочаровал.

Высокие цены на билеты - проблема самая трудная. 1000 рублей и выше - в танцевальный, стоячий партер, от 2 до 5 тысяч - в партер с местами. Сегодня сходить на концерт звезды в Питере порой дороже, чем в Лондоне и Париже.

Ставка на старых звезд, способных вызвать приступ ностальгии и привлечь публику, безошибочно срабатывала в прежние времена. Но в 2008-м, в условиях перенасыщенного рынка, стала давать сбои. У меломанов просто не оказалось столько денег, чтобы успеть и на Дилана, и на «Назарет», и на Роджера Уотерса (билеты в вип-партер на экс-лидера «Пинк Флойд» стоили от 3 до 15 тысяч рублей). Скрепя сердце, чем-то приходилось жертвовать... В этой ситуации аншлагов практически не было, а на концерт сенсационно воссоединившихся панк-кумиров группы «Секс Пистолс» не набралось и ползала.


Высокие цены на билеты - проблема самая трудная. 1000 рублей и выше - в танцевальный, стоячий партер, от 2 до 5 тысяч - в партер с местами. Сегодня сходить на концерт звезды в Питере порой дороже, чем в Лондоне и Париже. И там у народа зарплаты другие. Вот и приходится нашим меломанам копить деньги, отказывать себе в необходимом. А на 25 звезд в сезон не накопишь! Ситуация экономически обоснованная - у звезд огромные гонорары, снижать их ради визита в Россию никто не соглашается. Однако бросается в глаза, что на Западе у большинства таких гастролей есть мощные спонсоры, которые и позволяют не задирать цены на билеты. У нас же спонсоры гастролей практически перевелись, поэтому концерты ударяют рублем по рядовому меломану. К тому же на Западе широко распространена практика низких цен, если вы приобретаете билеты задолго до концерта. У нас же специальная цена была заявлена только на концерт гитариста Карлоса Сантаны. Специальная акция гласила: «Купите входной билет сейчас - сэкономьте 500 рублей! Только первая тысяча входных билетов - по цене 1550 рублей! Торопитесь, цена входного билета после окончания действия акции составит 2050 рублей». Устроители других шоу были непреклонны... А зря! Практика показала, что аншлаги нынче редки, к тому же самые верхние сектора, как правило, пустуют. Явно нашлось бы немало желающих заполнить пустующие бреши, будь цены снижены.

Доступными должны стать цены и в буфеты внутри дворцов, где проходят концерты. У наших соседей в Хельсинки во дворцах двери открываются за несколько часов до концерта звезды, цены на напитки и еду, причем разнообразную и горячую, ничем не отличаются от общегородских, и меломаны с удовольствием приходят сюда заранее, проводят досуг, общаются, прежде чем посетить концерт. У нас же не подступиться ни к бутерброду, ни к стакану чая, при этом меню скудное.

Почему же именно Питер, а не Москва и даже не Лондон с Парижем стал в 2008 году гастрольной столицей Европы? Во-первых, для звезд Россия все еще остается малоизученной территорией, и если раньше они побаивались «медведей и мафии», опасались за качество аппаратуры на концертных площадках и гостиничного сервиса, то теперь такие сомнения отпали. И конечно, один из самых красивых городов мира в период белых ночей - лучшее место для гастролей. Во-вторых, и западные, и российские промоутеры убедились, что в Питере имеется платежеспособная и «многослойная» публика, способная выложить за билет на шоу своего кумира немалые деньги. В-третьих, надо отметить, что нынче гастрольная жизнь забурлила во всем мире. В Интернете теперь можно бесплатно скачать любую музыку - и какой резон покупать диски? Доходы звезд от продажи носителей по всему свету катастрофически упали. Вот они, привыкшие жить на широкую ногу, и вынуждены расчехлять гитары и барабаны и собираться на заработки - то есть на гастроли...

В советском прошлом остались те времена, когда всеми гастролями в нашем городе занималась одна организация - Ленконцерт. Теперь звезд привозят по крайней мере три авторитетные промоутерские компании - PMI, NCA, «Евро-шоу». Естественно, они конкурируют между собой, и такая конкуренция зрителям на руку - звезд стало больше. Но отсутствие координации действий ведет к тому, что на одной неделе концерты идут один за другим, а потом наступает пауза. В результате - неполные залы. Вряд ли можно назвать оправданными и двухмесячные каникулы, что наступили в гастрольной жизни после концерта Карлоса Сантаны. До 22 сентября, когда на сцену Ледового дворца выйдет Игги Поп в составе воссоединившейся после 30-летнего перерыва группы «The Stooges», звезд в Питере не ожидается. А потом начнется новый марафон...

Концертами группы «Металлика» и гитариста Карлоса Сантаны завершился феерический гастрольный сезон, сделавший Питер звездной столицей Европы. Если прежде с мая по июль в наши края заглядывали три-четыре мировые знаменитости, то в 2008-м приехали сразу двадцать! Звезды на любой вкус: от Ленни Кравица до Гарри Мура, от Роджера Уотерса до «Пуссикэт Доллз», от Хулио Иглесиаса до Джо Кокера... Большинство пожаловали впервые: Кайли Миноуг, легенда рока группа «Кисс», гитарист Карлос Сантана, воссоединившаяся группа «Бэкстрит Бойс», патриарх рок-музыки Боб Дилан, группы «Блонди», «Секс Пистолс», любимая многими фанатами тяжелой музыки «Металлика»... А Дилан, Сантана, Уотерс и «Металлика» выступили только в нашем городе, обойдя стороной Белокаменную...


Почему же так звезды сошлись? Как кошельки наших меломанов выдержали натиск знаменитостей? Сегодня мы перелистаем страницы звездного марафона, подведем итоги и подумаем о перспективах...

Вот тебе, бабушка, и «Пуссикэт Доллз»!

- Моя бабушка была русской, и в детстве в семье меня то ли в шутку, то ли всерьез звали Прасковьей, - с улыбкой объяснила очаровательная смуглая солистка модной R'n'b-группы «The Pussycat Dolls» Николь Шерзингер. - Меня давно интересует Россия, ваш народ, ваша публика. Год назад мы уже выступали в Москве как гости премии «Муз-ТВ», но там пели всего полчаса. Нас так тепло принимали, что стало ясно: пора ехать в Россию на настоящие гастроли...

Однако в последний момент Николь приболела, и концерт в Белокаменной пришлось отменить. Питерские меломаны впали в уныние, но врачи сумели поднять Николь на ноги, да и сама она мечтала именно о концерте в Питере. И вышла-таки на сцену Ледового дворца! Группа «Пуссикэт Доллз» собрала молодежную аудиторию, примерно половину зала Ледового, так что говорить о коммерческом успехе не приходится. Девушки пели хиты, лихо танцевали, но меломаны рассчитывали не только на это. Ведь концерт изначально был заявлен как «супершоу» и от поп-группы ждали именно яркого, насыщенного всевозможными эффектами представления. Однако «Куколки» выступали на «черном заднике» сцены, в качестве декораций служили зеленого цвета стулья, взятые в буфете Ледового, ни пиротехники, ни прочих шоу-чудес не наблюдалось...


Трудно сказать, кому в голову пришло привезти в Питер «облегченный вариант», но в итоге группа подмочила репутацию «открытия года», и теперь вряд ли Николь Шерзингер вскоре вернется на родину бабушки - кто же из серьезных промоутеров рискнет вновь привезти «The Pussycat Dolls» в наши края при таком-то качестве шоу?

Черепно-мозговое шоу

Вообще с супершоу питерцам не слишком везло...

- Я собираюсь показать шоу, которое станет новым, захватывающим и неповторимым опытом как для моих поклонников, так и для меня самой, - говорила знаменитая австралийская певица Кайли Миноуг перед визитом в город на Неве. - Мой тур «X» станет взглядом в будущее, где помимо новых исполню старые любимые хиты.

Менеджеры певицы тоже не скупились на анонсы:

- Неподражаемая Кайли предстанет перед зрителями в дерзких сценических костюмах от известного французского дизайнера Жан-Поля Готье. За время выступления артистка сменит девять нарядов, каждый из которых, дополненный экстравагантными дизайнерскими находками, создаст уникальный образ певицы. Она выплывет в зал на огромном серебристом черепе, одетая в красное платье и фуражку, а на сцене будут установлены гигантские движущиеся экраны, один из которых встроен в пол. Сложнейшая хореография, специально разработанный видеоряд, потрясающие световые эффекты, музыкальные хиты современной поп-классики превращают шоу Кайли Миноуг в главное музыкальное событие года.


Завороженный такой рекламой, зритель валом повалил в Ледовый на супершоу Миноуг. Были забиты даже самые верхние сектора - с 401-го по 421-й, которые обычно не функционируют...

Однако заявленное как «самое дорогое шоу современной поп-музыки» предстало в Питере, можно сказать, в  облегченной версии. Во всех анонсах и репортажах о европейском гастрольном туре Кайли самым эффектным был кадр, когда хрупкая певица спускается на сцену, сидя на огромном черепе серебристого цвета. Но питерские меломаны черепа так и не дождались, хотя на московском концерте он был. Объяснение устроителей гастролей выглядело пугающе, но, по сути, наивно: конструкция черепа оказалась столь громоздкой, что грозила чуть ли не обрушить потолок дворца. Во избежание катастрофы пришлось черепу лежать в трейлере... Но неужели подобный казус нельзя было предупредить? ведь о гастролях Кайли Миноуг было известно еще за полгода. Надо было либо сваи укреплять, либо не дурить головы меломанам байками о полетах Кайли на серебристом черепе. К тому же на сцене Ледового не обнаружилась значительная часть других декораций, например встроенный в пол видеоэкран... Неужели и пол Ледового мог рухнуть?! Не увидели наши зрители и обещанной имитации молнии, было маловато пиротехники. Бдительные меломаны не поленились у служебного входа пересчитать число трейлеров с оборудованием, прибывших из Москвы, и с досадой обнаружили не 32 автофуры, как было заявлено в официальных анонсах, а почти вполовину меньше...
При этом 40-летняя артистка, перенесшая не так давно тяжелую болезнь, на сцене блистала. Меняла эксклюзивные наряды от Жан-Поля Готье (хоть они не угрожали безопасности Ледового!), красиво и эффектно танцевала, пела живьем.


Горячий «Поцелуй»

А вот легендарной группе «Kiss» ничто не помешало показать в Ледовом поистине грандиозное шоу.


- Мы ждали встречи с Россией 35 лет, - сказал солист группы Джен Симмонс. - Дважды наши концерты уже были объявлены, но в последний момент отменялись. Десять лет назад нас напугали, что в России можем стать жертвами террористического акта, была угроза взрыва бомбы... К счастью, обстановка переменилась к лучшему, и мы решили, что мечта о гастролях в России должна стать реальностью. Так что концерт в Питере не был для нас рядовым...
Шквал эффектов и пиротехники, потрясающие декорации, блестящий видеоряд, высококачественный звук, костюмы музыкантов с иголочки, полеты на сцене и в зале - меломаны от восторга сорвали голоса. Все декорации доехали до Питера, все спецэффекты сработали... И ничего, Ледовый не рухнул, хотя «Kiss» привезли груды железных декораций, кранов, звуковой аппаратуры, света и пиротехники. 

Боб Дилан в зал не смотрел...


Но не шоу единым жива рок-поп-сцена! Среди гастролеров-2008 нашлось немало музыкантов в высшей степени замечательных. Добрался до столицы российского рок-н-ролла (если кто не в курсе: ею считается не Москва, а Питер) патриарх рок-музыки 67-летний Боб Дилан.


Он выдал на сцене огромного Ледового дворца по сути клубный концерт - минимум декораций и света, никаких видеоэкранов, сдержанное общение с публикой. Меломаны были счастливы увидеть и услышать живьем музыканта, которым восхищались и «Битлз», и Стинг. Верный своей манере, Дилан на концерте стоял за клавишными, повернувшись к зрителям левым боком и практически не смотрел на них, что, может быть, и к лучшему. Брось он свой взгляд в публику, увидел бы полупустой зал. То ли старым рокерам оказались не по карману цены на билеты (1000 рублей в стоячий партер, 2 - 3 - на места в обычном партере), то ли забыли они кумира молодости, но в любом случае концерт такого артиста лучше было бы провести в зале меньших размеров.

 

Михаил САДЧИКОВ-младший, фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх