Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Академический вымысел

По воле художника Алексея Булдакова встретились основатели и воспитанники знаменитой Академии художеств, жившие в разные эпохи

Вчера в музее Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, который все без исключения студенты, нынешние и прошлые, по старинке именуют Академией художеств, открылась традиционная выставка дипломных работ. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы убедиться: образование здесь будущие художники получают качественное, во многом основанное на традициях русского реалистического искусства.

 

 


На вернисаже, проходившем в круглом зале Академии художеств, ректор инсти тута Альберт Чаркин представил работу Анатолия Булдакова, выпускника 1972 года, лауреата премии правительства Санкт-Петербурга. Живописное полотно посвящено 250-летию Академии «трех знатнейших художеств», основанной при императрице Екатерине Великой.


Анатолий Булдаков подробно рассказал корреспонденту «ВП» о своей работе:


- В Академии художеств прошла большая часть моей жизни, причем та ее часть, которая у всех людей бывает наиболее важной: молодость. Этот замысел я вынашивал двадцать лет, но закончил его к 250-летнему юбилею академии. Изображенные на картине персонажи - это личности, которые на слуху, и они даны в некотором историческом смещении. В центре изображена Екатерина Великая. Рядом с ней Иван Шувалов, он показывает на детище, которое родилось, - на картину Брюллова «Последний день Помпеи». За спиной у него стоит Иван Бецкой, а женщина, возможно, Екатерина Дашкова. Тут хронологической связи нет, это те личности, которые связаны с академией. Дальше изображен Павел Чистяков, которого часто называют учителем русских художников. Затем с правой стороны Карл Брюллов пишет свою великую картину...


Это, конечно, все художественный вымысел, на самом деле она была написана в Италии, провезена с триумфом по всей Европе, а потом показана здесь, в этом конференц-зале. Черноволосая красавица - графиня  Юлия Самойлова, которую Брюллов любил всю жизнь, часто изображал в своих произведениях. Правее у меня изображены аплодирующие картине Пушкин и Гоголь, современники Брюллова. А вот архитекторы Воронихин и Кокоринов - строитель здания академии. Они символизируют архитектуру.


В левом углу я изобразил себя со своим спонсором - Вячеславом Заренковым. Мне хотелось бы выразить ему свою глубокую благодарность за помощь в создании картины. Подобная поддержка - не только материальная, но и моральная - важна для художника, особенно если он берется за тему,  еще никем не разработанную.

 

 

 


Вячеслав Заренков, председатель совета директоров холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», до последнего момента не подозревал, что художник решил и его изобразить в своей картине. Это стало для него приятным сюрпризом: «Но ведь раньше художники часто изображали на полотнах своих меценатов, это дань традиции. Я знаю, что работа над картиной не далась художнику легко, он давно уже хотел воплотить свой замысел, но много сомневался. Я, конечно, не стоял рядом с ним и не водил кисточкой, но часто приезжал и видел картину на разных стадиях работы, мы много говорили о ней с Анатолием. Мне кажется, что картина удалась!»

 


Подготовила Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх