Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Проводник, шахматы и чаю!

Какие услуги вправе требовать пассажир, отправляющийся в поездку по железной дороге

Для железнодорожников лето - горячая пора. Да и для пассажиров тоже. Кто из нас не помнит дни и ночи, проведенные на вокзале, когда нужно купить билеты в самый разгар сезона. В этом году ситуация с железнодорожными перевозками в южном направлении более-менее спокойная - введены дополнительные поезда, общее их количество по сравнению с зимой увеличилось почти вдвое. Открыты новые маршруты, успешно работает система продажи электронных билетов. Правда, и цены в этом году изменились. В среднем стоимость проезда до Адлера в плацкартном вагоне обойдется в две тысячи рублей, а в купейном - почти в шесть тысяч. О ситуации с пассажирскими перевозками на Октябрьской железной дороге мы беседуем с начальником службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ОЖД Василием ГОЛУБЦОВЫМ.

 

 

 

 

 

Южная квота


- Василий Иванович! Последний месяц лета заметно прибавляет забот железнодорожникам - гости Северной столицы разъезжаются по домам, а петербуржцы вместе со своими детьми торопятся вернуться в город к началу учебного года. Как считаете, справитесь?


- Летний сезон для нас - всегда напряженная пора: объем перевозок возрастает почти вдвое, расширяется география, количество пассажирских поездов увеличивается за счет маршрутов прямого сообщения на Крымском и Северокавказском направлениях.


Этим летом между Петербургом и столицей Узбекистана Ташкентом впервые установлено прямое железнодорожное сообщение - поезд курсирует один раз в неделю и пользуется большой популярностью. С учетом пожеланий пассажиров мы ввели  и другие новые поезда: Гродно - Санкт-Петербург, Киев - Мурманск и Харьков - Мурманск. Изменились вокзалы отправлений. Так, мы привыкли, что в Сочи всегда отправлялись с Московского вокзала, а теперь поезд № 115/116 уходит с Ладожского. Это было сделано для того, чтобы в удобное для пассажиров время можно было отправить и принять состав. Потому что в часы пик пропускная способность Московского вокзала не позволяет это сделать. Есть еще поезд № 147/148 Санкт-Петербург - Мариуполь, который раньше прибывал на Московский вокзал, а теперь - на Витебский. Мы немного изменили его маршрут, пустив поезд через Смоленск, и теперь наши пассажиры имеют возможность беспересадочного выезда на Донбасс.


- Самое проблемное направление, наверное, Крым. Потому что каждый выезжающий туда пассажир хочет иметь обратный билет. Но билетов нет. Даже за 45 дней. Почему складывается такая ситуация?


- Украина - это отдельное государство, и в наших взаимоотношениях есть определенные правила и нормы. Еще недавно на продажу железнодорожных билетов в России украинские власти выделяли определенную квоту - до 10 процентов от емкости состава. Понятно, что она была недостаточной. Ситуация с лимитом продажи билетов была и в ряде российских регионов. Например, на поезд № 49/50 сообщением Кисловодск - Санкт-Петербург тоже существовала определенная квота - основное количество билетов реализовывалось в Кисловодске. Но уже два года существует прямая продажа билетов через систему «Экспресс-3». Это значит, что все билеты поступают в свободную продажу. А их нехватка связана прежде всего с тем, что очень много жителей Украины хотят посетить наш красивый северный город.

 


Футбола в поездах пока не будет


- Ну а что с качеством обслуживания пассажиров? Желательно, чтоб и вагоны были новыми, и постельное белье - чистым, и биотуалеты, которые  все время работали бы, и кондиционер исправный. А уж как хочется, чтобы проводница была улыбчивой и отзывчивой!


- Качество обслуживания пассажиров складывается из нескольких составляющих: из состояния вагонов, обслуживания проводника и сервиса, который пассажиру предоставляют на вокзале во время ожидания поезда. Что касается вокзального комплекса, то в этом году мы увеличиваем емкости камер хранения и приводим в нормальное состояние комнаты отдыха и залы ожидания. Уже практически закончили ремонт комнат отдыха на Ладожском, Витебском и Московском вокзалах, комнаты матери и ребенка в Москве - на Ленинградском вокзале.


- И все это будет бесплатным?


- Нет, платным - это конкурентный сектор для гостиничного комплекса города, реальная сфера нашей коммерческой деятельности, где мы можем и должны зарабатывать. Те пассажиры, которые находятся на вокзале транзитом по 8 - 10 часов и хотят отдохнуть, должны будут заплатить. Бесплатными остаются залы ожидания. С учетом того пассажиропотока, который идет сегодня через вокзалы Петербурга, их, конечно, недостаточно. Особенно на Московском вокзале - в Мраморном зале. Поэтому решено было сделать около ста мест для отдыха пассажиров в самом световом зале. А вот на Ладожском вокзале ситуация вообще уникальная. Зал отдыха там расположен на втором этаже, над операционным залом. Но пассажиры почему-то предпочитают несколько часов провести в ожидании внизу, у касс, чем подниматься наверх и сидеть в уютных креслах, причем совершенно бесплатно. А ведь и лифт есть, и телевизоры установлены...


- А что касается условий обслуживания пассажиров в поездах?


- Конечно, пассажиру приятнее, когда он едет в вагонах постройки последних лет, - это и современный дизайн, и новые технические возможности, и климат-контроль. В этом году мы должны получить 104 новых вагона. Планируем полностью заменить все четыре состава поезда № 49/50 Санкт-Петербург - Кисловодск.


- А какие пожелания высказывают пассажиры?


- Одно из очень интересных пожеланий было высказано во время проведения чемпионата Европы по футболу: телетрансляция в пути следования. К сожалению, пока у нас есть только один состав, который обеспечивает устойчивый прием телесигнала, - частный поезд № 53/54, курсирующий между Москвой и Петербургом.


- И сколько стоит билет на этот поезд?


- Все зависит от категории вагона. В вагоне «гранд-люкс» стоимость билета - в пределах 22 тысяч рублей в одну сторону. Есть и дешевле: вагоны «премиум-класса» - по 8 тысяч рублей, СВ - в пределах 6 тысяч. По времени он идет 8 часов - отправляется в 23.40 и в 8.20 прибывает в Москву. Все билеты на него раскупаются...

 


Белье собрать обязан проводник


- Василий Иванович, а как у вас обстоят дела с кадровым составом? Хватает ли проводников? И куда делись студенты? Раньше в летний период из них составлялись целые бригады.


- Что касается студентов, то мы практически отказались от этой практики: студенческие бригады остались только на одном фирменном поезде - «Смена». В летний период мы пользуемся услугами аутсорсинговых компаний. Что касается наших кадров, то есть небольшая неукомплектованность, текучесть. Но нужно понимать: условия работы сложные, коллектив на 80 процентов - женский, почти у каждого - семья, с которой проводник не видится неделями. Зарплата в среднем 15 тысяч - и то на фирменных поездах. Льготы сегодня определяются отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором. Сюда входят бесплатный проезд от дома до места работы и раз в год - проезд к месту отдыха вместе с детьми, а также социальный пакет. 


- Наверное, от такой непростой жизни проводники как раз и не слишком вежливы с нами, пассажирами?

- Грубость не главный недостаток проводников. Чаще всего пассажиры жалуются на невнимательность и беспорядок в вагоне. Если такое происходит, то пассажир должен обратиться к начальнику поезда и сказать, что, мол, попросил проводника убрать, а тот сказал: «Вон стоит веник и совок, вам надо - берите и убирайте». По прибытии можно обратиться к дежурному по вокзалу - у него есть книга жалоб. По каждому такому случаю мы разбираемся, пытаясь понять, что это - нехватка опыта или человек просто занимает не свое место?


- Но бывает и наоборот: пассажиры попадаются - хуже некуда...


- Конечно, хотелось бы, чтобы пассажиры были вежливыми, не хамили, не доводили себя перед поездкой до состояния глубочайшего алкогольного опьянения и не распивали спиртные напитки в пути следования. Пьянство пассажиров для нас - проблема номер один. Мы ежедневно снимаем с поезда нетрезвых людей или вообще отказываем им в поездке.


- А кто определяет ту норму алкоголя, при которой посадка запрещена?


- Проводник - если он видит, что человек шатается и от него несет перегаром. Если пассажир не согласен, он всегда может подойти либо к сотруднику милиции, сопровождающему каждый поезд, либо к начальнику поезда и разрешить спор. Бывают случаи, когда пассажир по необъяснимым причинам дергает стоп-кран, а когда спрашиваешь, зачем он это сделал, говорит, что поезд качнуло и он машинально схватился рукой за стоп-кран. И никто при этом не думает, что поезд может юзом пойти или последовать дальше со скоростью 5 - 10 километров в час...


- И что вы можете сделать с такими хулиганами?


- На первой же крупной станции передать их в руки милиции.


- Кто должен собирать в поездах белье после поездки?


- Белье во всех поездах должен собирать проводник. Он может обратиться к пассажирам и попросить оказать ему помощь - до прибытия на вокзал сдать белье. Также по требованию пассажира в любом поезде проводник обязан застелить белье. А в фирменных поездах белье уже должно быть застелено до посадки - и на верхних, и на нижних полках.


За полчаса до прибытия на конечный пункт проводник должен предупредить об этом пассажира.

 


Дачников просят потерпеть


- Василий Иванович, наверно, неправильно будет не задать вопрос о строительстве скоростных магистралей - когда наконец они будут построены? Жители пригородов и дачники измучились от постоянных ремонтных работ...


- Придется потерпеть. Среди приоритетов - магистраль Москва - Санкт-Петербург, на которой в конце 2009 года начнется скоростное движение. Также в процессе реализации находится проект Санкт-Петербург - Хельсинки. На этом участке примерно через два с половиной года будет движение со скоростью до 200 км/ч. Скоростное движение вообще стало одной из стратегических задач ОАО «РЖД». Из перспективных проектов - создание магистрали Москва - Сочи, Москва - Екатеринбург с захватом Нижнего Новгорода, Вятки и Перми. На стадии обсуждения проекты по организации скоростного сообщения между городами-миллионниками: Омском и Новосибирском, Новосибирском и Красноярском.


- 3 августа - День железнодорожника. Поздравляем вас с этим праздником!


- Разрешите и мне воспользоваться моментом и через вашу газету поздравить работников Октябрьской железной дороги - машинистов и диспетчеров, работников депо и проводников, связистов и управленцев, всех тех, кто осуществляет перевозки пассажиров, грузов и обеспечивает ритмичное движение поездов на магистрали. Пожелать им здоровья, новых решений, благополучия в семье и на работе, а также успехов и всех жизненных благ.

 

 

 Беседовала Инесса КУЗНЕЦОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

 

 

↑ Наверх