Соединит ли берега седой паромщик?
Сегодня в очередной раз будет реанимировано регулярное сообщение между Россией и Финляндией по воде
Среди определенной части петербуржцев ходит пословица, согласно которой курица - не птица, Финляндия - не заграница. Оно и верно: многие в последние годы просто едут на уик-энд к финнам отдохнуть или делают шопинг в соседней стране, где, как уверяют знатоки, шины для машин прочнее и качественнее, кофе - вкуснее, даже джинсы - и те намного «натуральнее», чем в наших магазинах. Путешествуют, естественно, по суше. А с сегодняшнего дня в Хельсинки можно будет попасть и по воде - на пароме «Christian 4», который запускает компания «Stella Lines». Чем обернется очередная попытка наладить водное сообщение, пока не берется сказать никто.
Визы морским странствиям мешают
Генеральный агент «Stella Lines» в Санкт-Петербурге - компания «Inflot World Wide» - полон оптимизма. Судя по имеющейся у нас информации, полученной еще до презентации линии, паром будет курсировать регулярно, через день, в течение всего года. Вечером - отход из Петербурга, утром - прибытие в Хельсинки с таким учетом, чтобы пассажир при необходимости смог пересесть на другие паромы или - самолеты «Finnair», которыми пользуются многие питерцы, предпочитающие дальние путешествия. «Christian 4» может взять на борт 700 пассажиров и 400 легковых авто. Стоимость проезда в каюте - от 50 евро. Ночное морское путешествие на современном пароме с рестораном, музыкой, танцами, фуршетами и прочими удовольствиями - что может быть лучше?!
Однако стоит напомнить, что с не меньшим оптимизмом презентовали паромную линию Санкт-Петербург - Хельсинки в 2004 году, когда возобновить морское сообщение взялась компания «Tallink». Также говорилось об удобствах, круглогодичном сообщении, бизнес-рейсах, рождественских поездках и так далее. Дело закончилось тем, что, не отплавав и одну навигацию, паром вдруг очутился... в южных морях! А линию Санкт-Петербург - Хельсинки без лишнего шума прикрыли. Причина?
Слишком мало путешественников поднималось на борт парома - озвучивалась цифра, согласно которой за сезон паромы перевозили 150 тыс. человек, но некоторые рейсы уходили практически пустыми. Почему же паром оказался невостребованным? Согласно российскому законодательству пассажиры только круизных судов могут находиться без визы в стране пребывания судна в течение 72 часов, пассажиры парома этой привилегии лишены. Для иностранцев оформление визы в Россию - слишком хлопотное дело, они привыкли к тому, что, уж если путешествуют на пароме, визы не нужны. Нашим соотечественникам деваться некуда, визу все равно оформлять приходится, но зачем тогда кататься на пароме, если на поезде или на автобусе - намного быстрее?
По воде - интереснее, по рельсам - быстрее
Владельцы «Christian 4» рассчитывают на то, что в самое ближайшее время в российском законодательстве будут приняты соответствующие поправки, разрешающие безвизовое пребывание пассажиров паромов в ряде стран. В 2004 году «Tallink» тоже на это надеялась, однако вынуждена была свернуть малорентабельный бизнес.
В столичных кабинетах вот уже несколько лет кряду «гуляют» бумаги из Смольного с настоятельными просьбами пересмотреть визовое законодательство, но реальных подвижек пока нет.
Неудивительно, что и операторы туристического рынка, к которым мы обратились за комментариями, весьма осторожны в прогнозах. Николай Уржумцев, директор фирмы «Лора Трэвел», сказал, что о востребованности паромного сообщения судить пока слишком рано, и напомнил, что паром в Котку ходил полупустым. Валентина Богоявленская, директор компании «Дельта-Марин», полагает, что линия может заработать очень хорошо или... не заработать вообще! По ее мнению, паром может быть интересен для тех, кто хочет потусоваться ночью на палубе или в ресторане. Но непонятно, как быть тем, кто хочет остаться в Хельсинки на несколько дней. Забронировать билет на другой паром можно, но как быть с оформлением отеля и доставкой к нему, если путешественник едет не в группе? Евгений Жуков, генеральный директор компании «Ависента», настроен пессимистически, полагая, что время ухода-прихода парома неудобное, и даже то, что финны начали бороться с российскими таксистами, которые перевозят клиентов «от дома до дома», вряд ли скажется на притоке пассажиров паромной линии. По его мнению, удобнее ездить за те же 50 евро, но - на поезде, который идет всего шесть часов. Зато Дмитрий Смирнов, директор компании «Атлас», напротив, полагает, что сейчас многие из ранее неудачных проектов могут быть успешно реализованы. Финляндия вошла в Шенгенское соглашение, выдает 300 тысяч виз для петербуржцев. Многие из питерцев имеют шенгенские визы, дополнительных бумаг не потребуется, и путешествие на пароме для них окажется весьма интересным.
Тем более любопытно будет понаблюдать, что в очередной раз из этой «морской затеи» получится.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
В тему
В 2009 - 2010 годах планируется запустить четыре скоростных поезда, связывающих Санкт-Петербург и Хельсинки, в связи с чем в настоящее время ОЖД проводит реконструкцию отдельных участков дороги. Поезд будет двигаться со скоростью 250 км в час и преодолевать расстояние до столицы Финляндии всего за два с половиной часа. Фирменные поезда «Репин» и «Сибелиус» продолжат ходить по своему привычному графику.
Важно: Правила перепоста материалов