Газета выходит с октября 1917 года Monday 17 июня 2024

Ужасы Маркизовой лужи

Почему корюшка не хочет идти в Неву

В последние годы в водах Финского залива и Невской губы появились новые, невиданные здесь до сих пор обитатели. Это разнообразные черви, моллюски, рыбешки и даже крабы. Многие из них представляют серьезную угрозу как для традиционных «жителей» нашей акватории, так и для экологии региона в целом. Что же происходит сегодня под толщей вод Маркизовой лужи? Об этом мы беседуем с заведующим лабораторией пресноводной и экспериментальной гидробиологии академиком, научным руководителем  Зоологического института РАН Александром Алимовым.

Бокоплава затолкали

По сравнению с 80-ми годами прошлого века в водах Невы появились новые обитатели. Многие из них просто заменили прежних, и это не привело к каким-то ощутимым последствиям. Но есть и такие, чье появление серьезно повлияло на экосистему. Так, еще в советское время в озера Приладожья выпустили маленького рачка под названием байкальская амфипода. Сделано это было «для увеличения кормовой базы рыб», а привело к вытеснению аборигенного вида рачка-бокоплава.

Байкальская амфипода из озер попала в воды Невы и поселилась в прибрежных районах в зарослях растений.

- Если бокоплав, рачок, который жил здесь раньше, был «доступен» для рыб, которые обитают в этих зарослях, то байкальский - очень хитрый. Он зарываться умеет и прятаться. Так что вроде пища и есть для рыб, а им ее не съесть, - говорит Александр Федорович.

В Невской губе раньше никогда не было такого двустворчатого моллюска, как  дрейссена-полиморфа. Моллюск это небольшой, но очень вредный. Прежде всего - для технических сооружений вроде дамб и мостов. Дрейссены к ним прилепляются и в итоге забивают водозаборные сооружения, водостоки и водоспуски. У нас - на Волге - и в европейских странах это уже не раз приводило к авариям.

Ротан-головешка и мохноногий краб могут всех съесть

- Еще один вариант попадания чужеродных видов в воду - это разгильдяйство людей. Человек держит аквариум, разводит там каких-то экзотических существ, а потом ему надоедает, он берет и выпускает их. Вот от этого тоже появляются новые виды в Неве, - сетует Александр Алимов. - Таким образом попала сюда амурская рыба ротан-головешка. Очень активная, не имеет ни у нас, ни на Амуре промыслового значения, но активно размножается.

Ротан-головешка тоже очень вредный. Он активно поедает молодь рыб, которая кормится в прибрежных районах Невской губы.

По-видимому, таким же способом к нам попал и мохноногий краб. Он только недавно появился в водах Невской губы, но когда размножится, то начнет есть все и вся.

На кораблях «приплыл» к нам и многощетинковый червь - маренциллярия. Вроде бы обычный червячок и на вкус рыбкам нравится. Но это если им посчастливится его поймать. Ведь он, как и байкальская амфипода, зарывается на большую глубину в ил и прячется от рыб. А прежний рыбий «корм» он вытеснил. Кроме того, закапываясь в грунт, он поднимает на поверхность большое количество биогенного материала, который становится кормом для водорослей. Поэтому его появление может привести к дефициту корма для  рыб и цветению воды, что, в частности, проявилось уже в Вислинском заливе Калининградской области.

- У нас эта маренциллярия пока находится за пределами Невской губы - в морской части залива, но она уже совсем рядом, - говорит Александр Федорович.

Нерестилища забыты

Что касается качества воды в Невской губе, то ее можно квалифицировать как  «загрязненная». Сейчас наиболее опасная ситуация складывается за Кронштадтом, в курортной зоне - у южного и северного берегов Финского залива. В Невской губе уже началось цветение нитчатой водоросли кладофоры. До нескольких тонн таких водорослей выбрасывается на берег. В воде они разлагаются, и кислорода становится меньше. Уменьшить цветение можно только очищением воды от биогенных элементов - фосфора и азота.

- Но такое очищение - удовольствие недешевое. Конечно, наши водоочистные сооружения работают, но очистить воду от фосфора, и уж тем более от азота они пока не в состоянии, - отмечает академик. - Из-за ухудшения качества воды полностью исчезли из Невской губы и реликтовые животные, которые любят только чистую воду.

Влияет на состояние воды и намыв грунтов в Невской губе. Александр Федорович ничего хорошего от этой затеи не ждет:

- Корюшка уже к нам не хочет идти, хотя основное нерестилище у нее именно здесь, - говорит Алимов.

Впрочем, Александр Федорович сразу же остерег нас от излишней паники.

- Говорить, что в Неве и заливе все отвратительно, - неправильно. Но и ничего особенно хорошего нам ждать тоже не приходится, - заметил он.

Инна ЛУШИНА

↑ Наверх