Один день на «Штандарте»
провели корреспонденты «Вечёрки», чтобы узнать, чем живет сегодня экипаж опального судна
У «Штандарта» сейчас не самые простые времена. Разбирательство в суде по поводу защиты деловой репутации, отсутствие документов на вход в городской порт. Вместо полюбившегося и запомнившегося всем петербуржцам и гостям города «Штандарта» в этом году на празднике «Алые паруса» легендарный корабль из повести Александра Грина изображал огромный железный парусник «Мир». Корреспонденты «Вечёрки» отправились на деревянный фрегат провести с экипажем корабля один день и одну ночь.
Эх, рано встает...
В полвосьмого утра команда неохотно просыпается - большинство ребят в основном живут дома, так что к таким ранним подъемам не все привычны. Уже через полчаса после подъема экипажа «просыпается» и главный символ страны флаг-триколор. Капитан корабля дает сигнал к общему построению, флаг поднимается ввысь.
- Ну что, вольно, - улыбается Владимир Мартусь. - По традиции после собрания купание. Не хотите? А придется.
С поездкой на «Штандарт» корреспондентам «Вечёрки» повезло, с самого утра небо было чистое, а солнце сияло в полную силу.
- Сегодня погода у нас как по заказу, прямо парусно-тренировочная, - продолжает тем временем капитан рассказ о планах команды на день. - Поэтому будем изо всех сил тренировать тревогу. Сегодня к нам в гости приедет генеральный консул Голландии.
- Кстати, вчера вот в Интернете прочитал, - делится Мартусь с ребятами. - Пишут, якобы «Штандарт» встал в Кронштадте в музей какой-то. Так вот, слухи о нашей смерти преувеличены.
Не откладывая дело в долгий ящик, ребята решают, кто пойдет встречать консула, и быстро разбегаются переодеться. Уже через пять минут большая часть команды юрко забирается на борт корабля и готовится прыгнуть вниз. Первым в воду сигает, конечно, капитан, а девочки-мальчики только наблюдают поеживаясь.
Девочки на фрегате не просто на равных с молодыми людьми - многие из них долго добивались того, чтобы попасть на «Штандарт», кто-то приехал ради этого специально из Москвы - и продолжают приезжать не первый год подряд. Они точно так же стоят у штурвала, проворачивая огромную деревянную махину руля, возятся с множеством веревок с труднозапоминаемыми названиями, лазают по высоченным мачтам и стоят в ночных вахтах.
Возрастов «моряки» разных. Лида, которая на «Штандарт» приезжает уже третий год с перерывами, помнит, как в ее первый год плавания на фрегате в команде были одновременно и 12-летний мальчик, и 60-летний дедушка.
- В этом году мы набрали 70 человек, - рассказал нам Владимир Мартусь. - Но поскольку в море корабль выходить не может из-за проблем с документами, приезжают сюда не все.
Место, где время течет иначе
На часах всего 9 утра, а все уже успели вдоволь накупаться, высохнуть и разбежаться по кораблю на уборку и приготовление еды. Еще во время утреннего построения команда поделилась на три вахты по названию трех главных корабельных мачт: «фок», «грот» и «бизань». Одна вахта бросается убирать палубу, вторая - внутренние помещения, а третья отправляется на камбуз варить суп. Девчонки поют, пока чистят картошку, и их звонкое пение разносится по всему кораблю. В это время другие ребята поливают палубу из шланга и орудуют швабрами. Час пробегает абсолютно незаметно - и в то же время уже к 10 часам утра у нас во время чистки картошки возникает стойкое ощущение, что вот он, долгожданный отпуск, такой длительный и прекрасный.
- Время здесь течет совсем иначе, - соглашается капитан, которого ребята любовно называют дядей Вовой. - День очень насыщен событиями, постоянное движение, в то время как в будни многие ребята учатся, сидят за компьютерами. А здесь у всех начинают глаза блестеть... Так, а ведь уже пора бежать встречать консула!
Эдуард Хукс, генеральный консул Королевства Нидерландов в Петербурге, на своем посту дорабатывает последние дни. И один из них он решил посвятить экскурсии по «Штандарту».
- Мы всегда очень дружили с Голландией и, в частности, голландскими консулами, - рассказывает капитан. - Еще когда корабль только строился, они очень помогли нам.
В этот момент на «Штандарт» поднимаются консул и советник по культуре Викторио Лорик с женами. Гости собрались, теперь фрегат может выйти в море.
Мелкая лужа маркиза
К штурвалу встает Маша, а помощник капитана корабля Максим занимает место на полпути между палубой и штурманской рубкой. Медленно и будто неохотно корабль трогается с места.
Маркизова лужа - опасное место для больших кораблей. Она названа так благодаря морскому министру начала XIX века маркизу Ивану Ивановичу Траверсе, при котором почти прекратились дальние морские походы, а плавания осуществлялись лишь в районе острова Котлин.
- Это было опасное решение маркиза, - поясняет Владимир Мартусь, показывая на экраны компьютеров и эхолотов, где высвечивается подводная карта, густо испещренная крестиками и разноцветными линиями. - Вот видите, кресты - это камни, их здесь очень много, а место неглубокое. Волна здесь очень опасна. К тому же вот тут длинной линией проходят ряжи, такие ограждения, вроде высокого деревянного сруба, заваленного камнями. Их установил еще Петр Первый. Мы долгое время плавали здесь, выискивая просветы в ряжах, где мог бы пройти «Штандарт». Помог и подарок - на острове Тексель вытащили свинцовый лот, которым промеряют глубину.
Спасает именно то, что «Штандарт» - не современный корабль. У деревянного фрегата осадка всего 3,3 метра, современным же железным монстрам в Маркизовой луже не развернуться. Впрочем, и команде «Штандарта» приходится быть крайне осторожной - в некоторых местах глубина мелкой лужи достигает всего 3,4 метра.
- Три влево, - командует Маше в это время Максим.
- Два вправо, - слышится уже через минуту.
Маша упорно крутит штурвал, руками отмеряя количество спиц руля, которые необходимо повернуть. Консул и капитан в это время, усевшись прямо на палубе, греются на солнышке,
- А я почти не лезу в управление кораблем, - улыбаясь, тихонько признается нам Владимир. - У нас сейчас вот гичка в Финляндии, на регате «Atlantic Challenge», там капитанствует тоже наша девочка, Лена Соловьева. Я думаю, что капитанов надо умножать, вот пускай Макс поработает. Однажды заменит меня на «Штандарте».
Максиму к управлению кораблем не привыкать. Несмотря на свои 25 лет, в море он ходит уже 15, а три из них проработал капитаном на гичке.
Опасное наследство Петра
На часах 10 часов 20 минут, фрегат несется по Маркизовой луже со скоростью 2,8 узла, то есть примерно 5,5 километра в час. Для корабля это немало, на воде не только время, но и скорость ощущается совсем иначе.
- Готовимся выходить на сезни, - командует Максим по громкой связи.
- Это горизонтальные части мачты, на которых закреплены паруса, - поясняет он тут же для нас, сухопутных.
Первой на мачту бросается Лена, чья мама с волнением наблюдает за дочерью с палубы, не выпуская из рук фотоаппарат. Самая высокая, средняя мачта корабля высотой может сравниться с 11-этажным домом. Ребята добираются до уровня 8 - 9-го этажа, пристегивают страховочные карабины и начинают опускать паруса.
Делают они все не просто быстро - а молниеносно, чувствуется отличная подготовка экипажа.
К 11 часам скорость достигает 3 узлов в час. Маша, стоящая на штурвале, успела к этому моменту уловить нужный курс и не так нуждается в командах вахтенного офицера. Но опустившиеся паруса мешают видеть горизонт, так что «идем по приборам» - направление она сверяет с огромным компасом, прикрепленным здесь же, рядом со штурвалом.
- Приближаемся к ряжам, - сообщает Максим, периодически спускающийся в рубку свериться с эхолотом. - Здесь приходится быть очень и очень осторожными. Бывало и такое, что садились на мель и по полночи вытаскивали корабль обратно на воду.
Очень медленно, будто крадучись, «Штандарт» проплывает между двумя буями, обозначающими просвет в ряже, - и команда будто выдыхает одномоментно. Теперь можно ненадолго расслабиться и просто плыть навстречу горизонту...
Давай по одной
- Пожар на баке! - разносится по всему фрегату бодрая команда капитана. На часах половина четвертого, к этому моменту все уже успели подремать, искупаться и попить чаю в кают-компании.
По фрегату разносится всеобщее «о-о-ох!» - это значит, что начались учебные тревоги. Но, вздыхая, ребята при этом очень быстро двигаются сразу во всех направлениях, непосвященному с первого взгляда и не разобраться, что происходит.
Илью одевают в пожароупорный костюм, Маша подтаскивает шланг - и всю носовую часть корабля обильно заливают водой.
- Три минуты, - объявляет Владимир Мартусь по громкой связи. - Результат нормальный, жду всех на палубе на разбор полетов.
Все выстраиваются по бортам согласно вахтам и обсуждают проведенную тревогу. И приходят к единому мнению, что результат неплохой, вот только костюм для Ильи почему-то тащили аккурат из-под «горящего» бака. Капитан явно раздумывает, не устроить ли еще один «пожар».
Весь день на «Штандарте» был заполнен какими-то мелкими и приятными мелочами, которые запомнятся нам надолго. У помощника капитана, Максима, телефон зазвонил мелодией из фильма Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Консул тут же оживился - улыбается, на очень неплохом русском просит сделать погромче, и Максим подносит телефон к микрофону громкой связи. «Штандарт» лениво колышется на волнах посреди Маркизовой лужи, и по всему кораблю разносится музыка, пока ребята на высоченных мачтах убирают паруса. Погода же стоит такая, что с трудом верится, будто мы всего в паре десятков километров от Петербурга, - скорее похоже на далекий и жаркий курорт. Эдуард Хукс, сидя на палубе в задней части корабля, душевно выводит «Давай закурим, товарищ, по одной...».
- Нам есть чему у них поучиться, они молодцы, - говорит Владимир, прислушиваясь к пению консула. - Во время обеда консул и советник пели такие русские песни, которые не все ребята-то знали. Нам бы так знать нашу культуру, как знают ее гости нашей страны.
Ловите человека за бортом!
Жара ближе к вечеру стала невыносимой. Мы расслабленно бултыхались рядом с кораблем, а дядя Вова в очередной раз готовился спрыгнуть в воду.
И тут в какой-то момент он уходит вглубь корабля - и над водой разносится команда по громкой связи: «Человек за бортом!»
- Всем, кроме Марка, немедленно выползти на корабль, - чуть потише добавил он купающимся.
Пока все выбирались из воды и тут же бросались на помощь уже начавшим спускать на воду шлюпку ребятам, Марк отмахивал метр за метром вдаль к горизонту.
- Убегает, держи его! - веселился экипаж.
Мальчишки «сражались» со шлюпкой, девочки напяливали на Илью костюм «жабы» - непромокаемый ярко-оранжевый комбинезон. Вся операция по спасению Марка длится 5 минут 40 секунд.
- Нормальный результат, норматив - шесть минут, - дает отмашку капитан.
«Штандарт» - это семья
День медленно клонится к вечеру. Консулу и советнику по культуре из Королевства Нидерландов пора возвращаться в город - «Штандарт» швартуется у Шестого форта, и напоследок работники консульства прогуливаются по островку.
- Восхитительный день, - не устает повторять Эдуард Хукс, пожимая руки капитану, вахтенному офицеру и всем ребятам. Еще долго голландцы машут на прощание из удаляющейся к берегу шлюпки.
Обратно же шлюпка привозит «богатый улов»: это друзья «Штандарта» и его экипажа, в разное время бывавшие здесь или даже не бывавшие никогда. Илья только и успевает перевозить людей с берега на фрегат.
...Покидать фрегат не хотелось мучительно - мы отлично поняли ребят, которые раз за разом приезжают на «Штандарт», проходят долгое обучение и сдают экзамены, не боясь тяжелой морской работы и непростых условий. Только в таком месте можно воспитать в себе настоящий лидерский характер, научиться преодолевать трудности, добиваться любых целей. Ну и конечно - замечательно провести летние дни, отдохнуть от городской суеты. Спасибо за это всей семье «Штандарта» и лично дяде Вове.
Анастасия БАБКИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов