Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Фото для себя

В Музее политической истории России открывается выставка «Три дня в августе 1991-го»

О той драматической эпохе напоминают 50 снимков, сделанных знаменитым петербургским фотографом Александром Китаевым 19 - 21 августа 1991 года. Не для истории - для себя лично. Накануне вернисажа Александр рассказал о своей работе корреспонденту «ВП».

- Вы всегда воспринимались публикой как представитель художественной фотографии - мастерски выполненной, изысканной, побуждающей к размышлениям. Фотографии репортажные, журналистские - не ваш конек. Но вот вы решились их показать публике. Что побудило вас к этому?

- Выставка организована не по моей инициативе. Концепция и организация этой акции принадлежит Солмаз Гусейновой. Она симпатична мне и как замечательный, думающий фотограф, и как интересный организатор - куратор выставок, вот я и «повелся». Во-вторых, я не отношу свои фотографии, сделанные во время путча, к репортажным или журналистским, поскольку они предназначались для личного семейного архива, а не для каких-либо публикаций. К примеру, когда современный турист во время своего путешествия сталкивается с неординарным событием (цунами, землетрясение, пожар либо иной катаклизм), он непременно это снимает. Но разве это журналистские фотографии? Подобные снимки о событиях августа 1991 года могли бы быть обнаружены в архиве фотографа-любителя какой угодно другой профессии: инженера, музыканта, врача и т. п. А то обстоятельство, что автор экспонирующихся на выставке любительских фотографий еще и по профессии фотограф, добавляет проекту Гусейновой пикантности и побуждает задуматься еще и о том, что это такое - человек с фотоаппаратом.

- Вы - сегодняшний - что думаете о разграничении фотографии на художественную и репортажную? Оправдана ли подобная классификация или все зависит от личности и уровня таланта того, кто снимает?

- Если коротко, не вдаваясь глубоко в историю фотографии, то, на мой взгляд, золотой век рекламной и репортажной фотографии миновал. Рекламная фотография призвана всучивать обществу потребления все новые и новые модели прокладок и пылесосов - какое же здесь свободное творчество художника? Абсолютно прикладные, ремесленнические задачи. Журналистская фотография (применительно к полиграфическим изданиям) в наши дни утратила одну из своих основных функций - давать актуальную визуальную информацию. Телевидение и Интернет делают это быстрее и полнее. Стало быть, за журналисткой фотографией в ее прежнем понимании остается одно - развлекать публику постфактум.

- Многие современные фотографы, снимающие в горячих точках или в странах третьего мира, специализирующиеся на криминальной хронике, часто переходят грань, за которой уже ощущается какое-то смакование трагедии, уродства, преступления. В еще большей степени это относится к телевизионным репортерам. Как не перейти эту грань?

- Да очень просто - стать художником. Художник видит картину в целом, может через каплю воды рассказать об океане. Те фотографы, о которых ты говоришь, ползают по телу человечества, отыскивая язвы, прыщи, шрамы и прочие изъяны, и с наслаждением и старанием их снимают. Они там, где кровь, пот и слезы. Им кажется, что это и есть подлинный облик человечества и его история складывается из гнойных ран. Как историографы они несостоятельны - ведь все это они снимают только потому, что за это платят. Именно уродства трагедии и преступления им заказывает благополучно и сыто живущий обыватель, которому время от времени для улучшения скучного прозябания надо пощекотать свои нервы. А ведь народная мудрость гласит: «Не чеши - и чесаться не будет!»

- Воздействует ли фотоискусство на человека, может ли оно сделать мир лучше?

- На мой взгляд, никакое искусство не в состоянии изменить мир радикально. За свою историю человечество создало столько пронзительных шедевров, что, будь их воздействие существенным, это давно привело бы нас к жизни в раю. Однако этого не произошло и не происходит.

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх