Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Школьная «правда» дорого стоит

Учительницу, защитившую детей от хулигана, отстранили от классного руководства

В 6 «А» классе школы № 151 учился не совсем обычный мальчик Игорь - он избивал одноклассников, портил их вещи, выбрасывал в окно учебники. Родители пострадавших учеников неоднократно жаловались директору школы, но та лишь разводила руками: что делать - сложный ребенок. Выход нашелся неожиданно. Игорь в очередной раз избил девочку, ее мама обратилась в милицию, а классный руководитель Валентина Несоленова раздала детям листочки и попросила: напишите, кого и как обижал одноклассник. Через неделю после этих событий Игоря перевели в другую школу, а классного руководителя 6 «А» отстранили от классного руководства.

Директор покрывала мучителя детей

Когда в редакцию обращаются взрослые люди и просят журналистов помочь разобраться с недобросовестными жилищниками, не желающими залатать крышу, или вмешаться в конфликт с чиновниками по поводу плохих дорог, стихийных мусорных свалок и притонов в соседских квартирах - в этом нет ничего необычного. Но когда в газету приходят дети и просят защитить их от произвола директора школы - это совсем другое. История, которую они рассказали, нас очень тронула.

Во-первых, потому, что нечасто весь класс встает на защиту своего учителя. А во-вторых, мы в очередной раз убедились в неповоротливости и порочной циничности нашей системы государственного образования.

...Игорь Миносян (фамилия изменена) учился в школе № 151 с первого класса. То, что у ребенка неадекватное поведение, стало понятно сразу: он портил и ломал личные вещи одноклассников, срывал уроки, избивал детей - особенно девочек. Дети стали хуже учиться, боялись ходить в школу.

- Миносян ударил по голове девочку Лену из нашего класса, - рассказал нам Сергей Александров, пришедший в редакцию вместе с сыном. - Мама Лены пошла к директору школы Ольге Демидовой. Та заявление не зарегистрировала, ребенка в травму не отправила, скрыв факт нанесения побоев... Приходит ребенок в школу в новой куртке - Игорь Миносян тут же ее рвет. Он мог выбросить учебники ребенка в окно, мог сломать авторучку, порвать дневник... Я лично обращался к отцу Миносяна, но он сотрудник  правоохранительных органов, человек, видимо, грамотный, говорит: а вы докажите, что это мой сын сделал, дайте мне видеосъемку, фотографии, отпечатки пальцев... Мы обращались к директору много раз, но она все спускала на тормозах - лишь бы информация об этом безобразии не вышла за пределы школы.

Потом из класса начали уходить дети - родители вынуждены были переводить их в другие школы. Классная руководительница Валентина Николаевна Несоленова решила вступиться за детей. Не добившись никакой реакции от директора школы, она попросила детей написать, кого и как обижал Игорь Миносян. Пачку этих жалоб она отнесла директору школы.

Не того отстранили

Реакция последовала моментально. Но не потому, что директор вдруг поняла, как это плохо, когда одноклассник измывается над сверстниками. Просто как раз в это время Игорь сильно ударил одну девочку и ее мама обратилась в травмпункт, а заодно и в милицию. Через неделю хулиган уже учился в другой школе. Дети радовались, но недолго: им вдруг поменяли классного руководителя.

- За антипедагогичные действия, - сказала возмутившимся родителям директор школы.

К директору ходили дети, родители - все просили оставить Валентину Николаевну в классе - не оставили. А потом и вовсе стали выживать из школы - педагог вела географию и ОБЖ, когда ее поставили перед фактом: только один предмет, и то на полставки. Поняв, что для директора это вопрос принципа, родители обратились в комитет по образованию, в районо и в районную прокуратуру.

Районный отдел образования написал родителям, что «в связи с создавшейся конфликтной ситуацией в 6 «А» классе Миносян Игорь по согласованию с его родителями переведен в другую школу». Мол, чего вам еще надо? Председатель комитета по образованию госпожа Иванова тоже, видимо, не стала особо вникать в ситуацию.

«При посещении учреждения главным специалистом комитета по образованию установлено, что ученик 6 «А» класса Миносян И. был переведен в другое образовательное учреждение из-за негативного отношения родительской общественности к его поведению в классе. Однако при решении вопроса о переводе Миносяна И. в другое образовательное учреждение классным руководителем 6 «А» класса Несоленовой В. Н. были допущены антипедагогичные действия по отношению к ребенку, что явилось причиной отстранения ее от классного руководства. В случае возникновения трудового спора с работодателем Несоленова имеет право обратиться в суд», - говорится в ответе комитета по образованию.

Районная прокуратура тоже посоветовала обращаться в суд. В своем ответе прокурорские работники ясно дали понять: ни во что вникать они не будут, потому что «в соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор... Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение». Так что - если решил директор школы, что недостойна Валентина Несоленова выполнять обязанности классного руководителя, значит, так тому и быть.

И ни один из чиновников даже не задался вопросом: а педагогичны ли были действия директора школы, которая смотрела сквозь пальцы на постоянные издевательства над детьми?

- Мы хотели провести забастовку, но потом решили ограничиться собранием, - говорит нам Сергей Александров. - Собрались представители всех инстанций, в которые мы писали письма. Директор школы госпожа Демидова много говорила о том, что Несоленова совершила антипедагогичные действия в отношении Миносяна. Да, Валентина Николаевна сказала: возьмите бумагу и напишите, кого и как обижал Игорь Миносян. То, что творилось в школе: избитые дети, изорванные вещи, - это не важно, а то, что кто-то посмел об этом написать... То, что дети ходят с синяками, - это нормально, а то, что написали об этом, - плохо?

Трудно не согласиться с Сергеем Ивановичем. У моей дочери в классе был такой же мальчик - он обижал всех, и мою девочку тоже. Я жаловалась классному руководителю, завучу, директору школы... А потом позвонила его маме. И знаете что услышала? «Я все понимаю, но у меня трудный мальчик, делайте с ним сами что хотите», - сказала мне его мать. И я сделала. Пришла перед уроками, завела его в школьный туалет и отмутузила - не сильно, а так, чтобы понял, что на каждую силу найдется еще большая сила. Непедагогично? Безусловно. Но я защищала своего ребенка - как умела. Иначе могла бы защитить мою дочь школа. Обязана была защитить, но не сделала этого. Мальчик тот за глаза потом называл меня чокнутой, но мою дочь больше никто не обижал...

Инесса КУЗНЕЦОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

P. S. Самое обидное в этой истории то, что ни дети, ни их родители не могут ничего изменить. И мы не можем. Вот если бы председатель комитета по образованию всерьез вникла в суть конфликта и прислушалась к голосам тридцати детей и их родителей... Или Городская прокуратура объяснила бы директору 151-й школы, чьи действия в данном конкретном случае были антипедагогичными...

Комментарий юриста

Адвокат Игорь Слуцкий:

- Как учитель Валентина Несоленова в данной ситуации действовала совершенно правильно - она исполняла функции уполномоченного по правам ребенка, что входит в непосредственную обязанность классного руководителя.

«Международная конвенция о защите прав ребенка» гласит: государство должно защищать ребенка от плохого обращения с ним родителей и других лиц; учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, свободу совести, свободное выражение своих взглядов и убеждений, на защиту от применения методов физического и психологического насилия. Учитель, конечно, может быть отстранен от классного руководства, но нужно доказать, что он по своим квалификационным характеристикам не соответствует занимаемой должности либо периодически нарушает учебную дисциплину (например, оскорбляет учеников, применяет к ним физическое или психологическое насилие). Мы видим обратное: в данной конкретной ситуации именно позиция директора школы может нанести ущерб и образовательному процессу в целом, и интересам детей.

↑ Наверх