«Всё худо-бедно образуется, обтешется, пообломается, уляжется и зарифмуется...»
В 1999 году на XXX сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта
«Поэзия - говорится в решении ЮНЕСКО - может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека - но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание». ЮНЕСКО считает, что этот день призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям. А то, что он выпал на день весеннего равноденствия... это случайно. Или - глубоко символично.
Конечно, Всемирный день поэзии - не День ВДВ. Поэты не ходят толпами по улицам, не собираются группами в городских скверах, а горячительные напитки если и пьют, то в индивидуальном порядке. Но было в Питере 21 марта такое место, где плотность поэтов на квадратный метр превысила обычную. В книжном магазине «Буквоед» на Лиговке в течение трех часов читались стихи. И, представьте себе, их слушали! В пику унылым разговорам о том, что поэзия умирает, что ее не читают, что вообще молодежь ею не интересуется... Неправда ваша! Кроме тех, кто знал, куда и зачем пришел, стихам внимали и случайные посетители книжного магазина, которые, вполне возможно, поэзией до сих пор не шибко интересовались. Но вот случайно услышали, остановились, задумались... Хочется верить, что так.
Три часа поэзии. Первый час был отдан Союзу писателей России (СПб отделение). Второй - Союзу писателей СПб. А третий - поэтическому рингу, где сражались представители и того и другого союзов.
Надо отдать справедливость: более зрелищным и, я бы сказала, шкодным было третье действие. Первые два... традиционная форма чтения стихов все-таки предполагает некоторую подготовку слушателей, настрой, так сказать. Хотя оба союза выставили не просто лучших своих поэтов (не всех, конечно), но и тех, кто умеет «подать себя публике». Что ж, это необходимое условие публичных чтений. Перечислить выступавших? Пожалуй. От Союза писателей России - Борис Орлов, Евгений Лукин, Николай Рачков, Ирэна Сергеева, Олег Чупров, Игорь Кравченко. От Союза писателей СПб - Илья Фоняков, Александр Танков, Татьяна Мнева, Александр Фролов, Нина Савушкина, Виталий Дмитриев. Мужественно сохраняя беспристрастность, отмечу, что в том союзе блеснул Евгений Лукин, прочитавший петербургские, умные, чуть иронические стихи, а в этом - Виталий Дмитриев - экспрессивный, яркий, острый. Читателю придется поверить мне на слово: газетный формат не предназначен для публикации большого количества стихотворных текстов. Но одно маленькое стихотворение Виталия Дмитриева я все же приведу:
Всё устоится, устаканится,
на самом донышке останется
вино, не для похмельной пагубы,
а лишь для поминанья на губы.
Всё худо-бедно образуется,
обтешется, пообломается,
уляжется и зарифмуется.
Или хотя бы попытается.
Кстати, почти все уже упомянутые в статье поэты и те, о которых будет говориться ниже, представлены в Интернете, кто больше, кто меньше, конечно. Например, на сайте Журнального зала - http://magazines.russ.ru.
А теперь - о самой зрелищной части программы - поэтическом ринге.
Сама идея не нова, пришла к нам из Москвы, где подобного рода состязания проводятся уже давно. Первый Петербургский поэтический ринг прошел 14 февраля 2006 года в Театре поэтов на Пушкинской, 9. В первом бою «Красавица VS Чудовище» встретились Любовь Лебедева и Андрей Чивиков. Конечно, ринг сродни театру, поэтому для каждого раунда ведущий подбирает определенную тему, а бойцы - соответствующие стихи. Но далеко не каждый поэт - актер, поэтому идея театрализованного ринга не всегда осуществима. Заметим также, что, поднимая красную или синюю карточку, то есть голосуя за того или иного поэта, публика учитывает не только качество поэтического текста, но и то, как выступающий подает свои стихи, его харизму. После каждого раунда карточки передаются другим слушателям, таким образом при четырех раундах сорок человек из зала могут отдать свои голоса за понравившихся им авторов. Оценки публики бывают весьма неожиданными... Это, по моему мнению, произошло и 21 марта.
Организаторы рингов считают, что «поэзия, как и бокс, прежде всего является искусством защиты; в поэзии и в боксе не бывает поблажек; и в том и в другом, не владея техникой, ты не сможешь победить». Что ж, прозвенел гонг... Кстати - досадный промах организаторов: гонга-то в «Буквоеде» и нет. Столько рингов прошло, могли бы и завести. Но боксерские перчатки имеются, и поэты наносят друг другу символический первый удар именно в них. (Помнится, на одном из рингов поэт Илья Фоняков вместо «удара» поцеловал своей противнице руку, чем сразу завоевал симпатии зала.)
Бессменный ведущий рингов (т. е. рефери) Владимир Беляев пригласил на сцену первую пару соревнующихся. Галина Илюхина и Екатерина Полянская - поэтессы настолько разные и настолько каждая по-своему интересна, что даже воинственно настроенный зал растерялся, кого же выбрать? Получилась единственная ничья за весь вечер. С перевесом в один голос во второй паре Алексей Ахматов обошел Дмитрия Легезу. Хотя шансы на победу у них были равными. А вот на третьей паре случилась, на мой взгляд, досадная осечка. Екатерина Кульбуш переиграла Ольгу Хохлову, потому что (опять-таки, на мой взгляд) вступили в действие законы клаки, т. е., извините, «группы поддержки». А когда в ход идут аргументы типа «наши - чужие», до гамбургского ли счета? Масла в огонь подлили две особи мужского пола, несколько перебравшие горячительного (где они его взяли?). Они так бурно и громогласно ратовали за Хохлову, что настроили против себя (а заодно и против поэтессы, к сожалению) колеблющуюся часть зала. Так что Ольга Хохлова вполне может сказать этим господам нежное спасибо, если, конечно, захочет с ними разговаривать. Последняя пара - Роман Осминкин и Игорь Лазунин - четко разделила зал на два лагеря. Одному абсолютно чужда традиционная поэзия Лазунина, другой на дух не переносит то, что делает Осминкин. Сторонников Лазунина в зале оказалось больше...
Итак, одна партия победила, другая проиграла. Что бы ни говорилось о специфике ринга, о том, что настоящая поэзия - в книге, а не на стадионе и т. д. и т. п., - все равно проигравшим обидно. И возникает вопрос, а нужны ли такие ринги вообще? Кому надо - пусть книжки читает! Поэт не обязан быть еще и актером! Пушкин против Лермонтова - кто победил бы? А в паре Мандельштам - Пастернак? Ахматова - Цветаева? Рассуждения эти, может быть, и правильные, но скучноватые.
А ринг - вот он! Диктует свои законы - да! Пристрастен - да! Несправедлив - бывает! Как сама жизнь - и пристрастна, и несправедлива, но, согласитесь, «кто, любя, потерпит правильность такую» (это я Александра Кушнера процитировала). Учимся «держать удар», господа поэты!
Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото автора
Важно: Правила перепоста материалов