Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Колдовское озеро

Было время, походные карты приходилось вычерчивать самим. Достоверных топографических произведений печати было не достать, а продающиеся административные карты были больше похожи на весьма приблизительные схемы. Наверное, чтобы шпионов запутать.

А ведь пешему туристу или спортсмену-ориентировщику важно иметь в руках хорошую карту-стометровку, где обозначены не только дороги, но и тропинки, не только реки, но и ручьи, отдельно растущие деревья, отдельно лежащие камни, показаны малейшие изгибы берегов и отмечена проходимость болот.

Вот и рисовали очертания озер, обходя их по извилистому периметру шаг за шагом. Нелегкое занятие, особенно когда увязнешь, далеко не дойдя до воды, и как обозначить линию реального берега - совершенно непонятно. Бедные топографы, они-то как работают? Впрочем, у них всякие измерительные приборы есть, наверное, выручают в экстремальных условиях.

Но самым неожиданным оказалось другое. Многие наши озера ни пешим ходом, ни приборами «не ухватить». Меняют очертания - ну что тут поделаешь? Было озеро длинное, приходишь в следующий раз - оно уже квадратное, а то и круглое. Был мыс, выдвинутый чуть ли не до середины водоема, - и вдруг нет его, все залито водой. Да то ли это озеро? Или похожее соседнее?.. Нет, то на месте, только тоже не то. Там-то как раз новый мыс появился. И ручей впадает не с севера, а уже с юга. Чертовщина какая-то.

Не верите - проверьте. Я вот недавно и, наверное, в сотый раз обогнул одно громадное озеро. Давно обжитое, и народу по выходным как пчел в улье. То там песчаные откосы, то болота по самую воду. Картина в целом знакомая, но отдельные участки не похожи на те же годичной давности. А ведь никаких стихий-катаклизмов не было.

Достал одну спортивную карту: вот оно, большое озеро, а по соседству маленькое озерцо. Помню, обходил его по берегу. Посмотрел другую карту - там уже большой и малый водоемы соединяются ручейком. А нынче между ними проливчик с сомнительной переправой из деревьев.

В другом месте была чуть ли не смертельная топь, куда немало людей провалилось, правда без фатальных последствий. А теперь я бодро прошагал по этому месту и ничего опасного не обнаружил. Да и то ли это место? То, то, только лесом поросло.

Что касается очертаний берегов, тут многое становится понятным, если посидеть у наших лесных озер в ветреный день. Вот чудо - дрейфуют берега! Они, эти самые берега, просто временные.

Озера заболачиваются постепенно. Год за годом зыбкий травяной настил на торфяной подстилке вдвигается в озеро, отвоевывая у воды свое место под солнцем.

Такой псевдоберег непрочен и коварен, ступать на него нельзя, разве что чайки, утки да гуси выбирают там место для своих гнезд. Поначалу не всякий зверь, даже легкая лисица, отважится вползти на сомнительный берег, чтобы поживиться с виду доступной добычей.

С годами настил уплотняется, утолщается, стягивает озеро, обозначая новую линию побережья. Здесь даже деревья вырастают. Но случись сильный ветер или разразись буря - разорвется вся эта непрочная природная «конструкция» и ляжет в дрейф. Куда приплывут новоявленные острова? Пригонит их к другим берегам - может, там они и закрепятся до новых бурь. А может, врастут навсегда. Затянутся они новой травой да и будут расти дальше. Где старый берег, где новый - уже не разберешь.

Вот и ручеек, который, не имея преграды, впадал в одно место, покрутится-покрутится - да и вынырнет где-нибудь на противоположном берегу. И думай после этого: врут ли даже самые точные карты или составители их просто не поспевают за событиями?

А чтоб не ошибиться, делай ревизию своих маршрутов. Так - надежнее всего.

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

13 августа

Ст. Каннельярви - озера - пл. Шевелево (19 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в 7.45 (электропоезд в 8.04, 4-й вагон).
«Дорогами славы. Лужский рубеж»: ст. Ястребино - пос. Беседа - дер. Котино (мемориал) - ст. Ястребино или Молосковицы (20 км). Руководитель - Е. Оборонкова, сбор на Балтийском вокзале (электропоезд на Ивангород в 8.10, 3-й вагон, руководитель встретит группу на ст. Ястребино).

15 - 17 августа

Ст. Петяярви - оз. Дубовые - ст. Петяярви (14 км). Руководитель - Ф. Еропкин, предварительная запись - по телефону 701-42-76.

16 августа

Ст. Яппиля - озера - пл. Тарасовское (24 км). Руководитель - О. Шевчук, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.15 (электропоезд в 8.23, 4-й вагон).
Ст. Заходское - озера Тройные, Двойное - ст. Заходское (14 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на Финляндском вокзале в зале ожидания в 8.00 (электропоезд в 8.30).

16 - 17 августа

«Ночной поход в полнолуние»: ст. Померанье - ст. Трубниково (24 км, привал). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Московском вокзале у пригородного расписания в 21.00 (электропоезд в 21.26).

17 августа

Ст. Левашово - парк Осиновая роща - озера - пос. Юкки - оз. Токколовское - автобус № 104 до ст. метро «Проспект Просвещения» (10 км). Руководитель - Г. Павлинова, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.20 (электропоезд в 9.43).
«Дорогами славы»: пл. Манушкино - садоводство «Северная Самарка» - памятник «Девушкам-лесорубам» - автобус до ст. метро «Ломоносовская» (13 км, льготы на автобус - по документам). Руководитель - Ю. Годовикова, сбор на ст. метро «Ладожская» в верхнем вестибюле в 8.45 (электропоезд в 9.10).
Пл. 67-й километр - оз. Светлое - ручей Козлец - ст. Сосново (19 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на ст. метро «Девяткино» на выходе из 2-го вагона в 8.20 (электропоезд в 8.37).

19 августа

«Отдых на озере Красном»: ст. Местерьярви - озеро - ст. Местерьярви (10 км, сбор ягод). Руководитель - Н. Местоиванченко, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 7.50 (электропоезд в 8.23).

20 августа

Пл. Солнечное - Дюны - Курорт - ст. Сестрорецк (14 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в 8.40 (электропоезд в 8.56, 4-й вагон).
Разведывательный поход: пос. Зимитицы - дер. Ильеши - церковь Св. Николая Чудотворца - пос. Зимитицы (20 км). Руководитель - Е. Оборонкова, сбор на ст. метро «Кировский завод» в 9.05 (автобус № 487 до Зимитиц).

↑ Наверх