Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Парень из преисподней

В прокате — фильм «Хеллбой II: Золотая армия»

В продолжениях боевиков - вечно одно и то же. Герой, разобравшись с напастями первой части, остепеняется, заводит семью, детишек и пытается жить нормальной, негеройской жизнью. Конечно, ему не дают это сделать. Вспомните «Крепкий орешек», где Брюс Уиллис то и дело пытается наладить отношения с женой - и что из этого получается?

Вот и в новом фильме Гильермо дель Торо «Хеллбой II: Золотая армия» - ровно то же самое. Отличается это кино от прочих лент своего жанра тем, что герой - не герой, а черт знает что. Ну конечно, черт знает, раз Хеллбой - это он сам и есть. Натурально -  огромный краснокожий черт (Рон Перлман). С подпиленными рогами. С сигарой в зубах и четками на запястье. Служит в отделе по борьбе с паранормальными явлениями, прямо как агент Малдер. Он не Мефистофель какой-нибудь, он простой мужик, хотя над людьми тоже любит поизмываться - особенно потрепать нервы начальнику.

Ну да, это кинокомикс, здесь главные коллеги пресловутого красного черта - скафандр, наполненный эктоплазмой, и жабомордый ихтиандр-телепат, любящий на досуге почитать-послушать классику. Семейство эльфов, всяких троллей и гоблинов, а также огромных роботов из «Золотой армии» - хоть сачком лови. Гарри Поттер обзавидовался бы. Самый нормальный персонаж - это хеллбойская подруга Лиз Шерман, милая девушка, только пышет огнем во все стороны. Когда милые бранятся - со стороны это как огненная буря.

Но это все ерунда. Чего мы только не видели! И из фильма про красного черта запросто можно сделать скучную ерунду. Тут вот что вступает в действие: снимает «Хеллбоев» как-никак Гильермо дель Торо. Это не просто толстый мексиканец с красивой фамилией. Это талантливый фантазер, чей буйный дар уже оценили по достоинству и зрители, и продюсеры. Мрачный сказочник вроде Апдайка.

Дель Торо снял мистическую драму «Хребет Дьявола» и еще более мистическую фантазию «Лабиринт Фавна». Сюжеты о гражданской войне в Испании дель Торо превратил в что-то нечеловеческое, похожее разве что на «Капричос» Гойи. Пожалуй, в них слишком много специй для фильмов о недавней истории, грязной и грустной. Испанские фашисты и коммунисты, служащие фоном для истории с Фавном, оказываются у дель Торо гораздо менее правдоподобными, чем его демоны.

А вот в Хеллбое, в первом и во втором, - все как раз пропорционально, выдержанно и кстати. Мешанина? Но вас же не смущают Чеширский Кот, Белый Кролик, Мартовский Заяц и говорящие колоды карт у Кэрролла. И здесь что-то похожее. Только у Кэрролла все-таки более математическая фантазия. А здесь из-под мощного слоя мифических чудиков вылезает история социальная. Вот Хеллбой с Эйбом (другом-ихтиандром) сидят на ступеньках, пьют пиво, обсуждают, до чего с тетками сложно, а потом как начнут подпевать пьяноватыми голосами какой-то романтической попсе - и какие там после этого «Светлячки в саду»? Вот. Это и есть Гильермо дель Торо.

И неудивительно, что его позвали теперь снимать «Хоббита». Кому ж еще воплощать сумеречные филолого-мифические фантазии Толкина? А после, как сказал сам дель Торо, - «как вернемся из Средиземья» - будет и третий «Хеллбой», наверное. Там уже пойдут краснокожие дети, и станет совсем весело.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх