Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Прерванный полет русского авангарда

В Корпусе Бенуа Русского музея открылись выставки учеников Казимира Малевича — Николая Суетина и Веры Ермолаевой

В 2000 году в Русском музее была устроена грандиозная выставка Малевича. На ней впервые были показаны его посмертная маска и слепок руки мастера. Они поступили в музей еще в 1935 году, но пролежали в запасниках до 90-х годов: по идеологическим соображениям их не показывали. В реестре учета было записано, что автор и персонаж неизвестны.

Жить и умереть в стиле супрематизм

Сегодня мы знаем, что посмертные слепки сделал Николай Суетин - один из самых любимых и преданных учеников Малевича. Он же оформил похороны учителя, превратив их, согласно посмертной воле мастера, в последний манифест супрематизма. Измученное, изглоданное страшной болезнью тело Малевича было положено в супрематический гроб-архитектон черно-бело-зеленого цвета. В головах, вместо иконы, лежал черный квадрат.

Николай Суетин был дворянином, выпускником Кадетского корпуса, но радостно принял поначалу революцию, разрушительный пафос которой был созвучен его стремлениям в искусстве.

Вместе с другими художниками, в первую очередь входившими в круг Малевича, он работал как дизайнер над созданием нового быта для «нового человека». Он проектировал грандиозные павильоны СССР на международных выставках в Париже и Нью-Йорке, оформлял интерьеры, придумывал рисунки для обоев и тканей, из которых шили платья для комсомолок, оформлял города в духе революционной эстетики.

В одном из залов выставки можно полюбоваться праздничным оформлением Витебска 1920 года, над которым он работал вместе с другими художниками под руководством Малевича.

Но прославлять революцию можно было и в малых формах, в таком хрупком материале, как фарфор. Превращая все эти милые привычные вещицы - чашки, чайники, блюдца - в нечто, подобное плакатам, призывающим пролетариат объединяться и раздувать мировой пожар на горе всем буржуям.

В 1922 году Суетин пришел на бывший Императорский фарфоровый завод по приглашению Николая Пунина. А в 1923-м на Невском в бывших фарфоровых магазинах Корнилова появились супрематические «получашки» и чайники, чья форма была придумана Малевичем, а роспись сделана Суетиным и Ильей Чашником.

На выставке можно полюбоваться этим фарфором, который нынче ценится на вес золота, а также двумя знаменитыми вазами: черным «Архитектоном» (искусствоведы часто называют такие формы суетонами) и белым «Овалом», мерцающим призрачным лунным сиянием.

Приговорена к расстрелу за создание картин

В отличие от Суетина, бывшего необычайно одаренным креативным дизайнером, Вера Ермолаева была прирожденным живописцем.

В молодости, поддавшись идеям Малевича, она увлеклась абстрактным искусством, но позднее пошла своим путем, вернувшись к реальному миру.

Кроме того, Ермолаева была блестящим книжным  графиком, особенно много и успешно она работала для издательства «Детгиз», журналов «Чиж» и «Еж».

На выставке можно посмотреть ее книги - «Иван Иванович Самовар» Даниила Хармса, «Рыбаки» Алексея Введенского, «Рейнеке-лис» Гете.

Меня лично особенно пленила ее авторская книга «Собачки»: сколько художница перерисовала собак самых разных пород, и каждый из сотен псов у нее - индивидуальность, личность, со своим особым выражением лица (сказать «морды» язык не поворачивается!)

К чувству восторга, который испытываешь, глядя на эти великолепные детские книжки, примешивается печаль. Создавались они ведь в страшные времена - в 20 - 30-е годы, когда страна еще не пришла в себя после социальной и экономической катастрофы, не выбралась из разрухи. Но какое внимание уделялось детскому чтению, на каком высоком уровне находилось книгоиздание!

В иллюстрациях к «Рейнеке-лису» (1934) можно было усмотреть параллели с реальностью: волки в буденновках, персонаж Медведь, которому она вольно или невольно придала  некое сходство с тогдашним начальником ленинградского НКВД, носившим фамилию Медведь.

В декабре 1934 года Вера Ермолаева была арестована в составе группы живописно-пластического искусства. Она попала в так называемый кировский поток, а вместе с ней множество других художников - Владимир Стерлигов, Мария Казанская, Нина Коган, Александр Батурин...

Она получила пять лет лагерей, которые отбывала в Караганде. По истечении срока ей добавили еще пять лет. По воспоминаниям Владимира Стерлигова, которому удалось выжить в лагере, Веру Ермолаеву с другими заключенными посадили на баржу и отвезли на песчаный остров в Аральском море. По одной версии, эта баржа была потоплена, по другой - Ермолаеву расстреляли.

Прямая речь

Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по науке:

- Музей обладает большим собранием работ Веры Ермолаевой. А вот произведений Николая Суетина у нас очень мало - всего 17 рисунков, фарфор... Основное наследие находится в частных руках, разбросано по миру. Потому и сделать большую монографическую выставку Суетина пока не представляется возможным.  Мы решили пока ограничиться небольшой выставкой, чтобы просто познакомить зрителей с этим художником, учеником Малевича, избравшим потом свой путь.

Выставки сделали благодаря помощи Нины Николаевны Суетиной, внучки художника.

Нина Суетина, внучка художника:

- Это первая персональная выставка Николая Михайловича Суетина. В советское время о подобном он не мог даже мечтать. Музей обороны и блокады Ленинграда, в создании экспозиции которого он участвовал, в 1949 году был разгромлен. И после этого он ждал, когда его посадят.

Была разгромлена его мастерская на Пионерской улице, вещи, которые находились там, пропали безвозвратно. После перестройки его вещи появлялись, конечно, но только на сборных выставках. Николай Михайлович был бы счастлив, если бы мог только увидеть свои работы в Русском музее. Все, что здесь есть, а также весь архив я завещала уже Русскому музею. У меня записано, что никто не сможет вступить в права наследования до тех пор, пока не выполнит мою волю и не передаст произведения Николая Михайловича в Русский музей!

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх