Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

К омбудсмену идут жаловаться на всех и вся

За время работы к нему поступило 1874 обращения и 67 петербуржцев побывали на приеме

Чуть более года назад в Петербурге появился свой уполномоченный по правам человека - Игорь Михайлов. И те, кто был обижен чиновниками, соседями, коллегами, кто стал жертвой обмана строительных фирм, с кем грубо обошлась  власть, стали  искать защиты у омбудсмена. И хотя Игорь Павлович не раз повторял, что не в состоянии выступать в роли бесплатного адвоката для всего пятимиллионного мегаполиса, права человека он по мере возможностей  защищал. Если переходить на язык сухих цифр, то за время работы к омбудсмену поступило 1874 обращения граждан и 67 петербуржцев побывали на приеме. Люди шли в офис «главного по правам человека» на Конногвардейском бульваре (с конца августа аппарат уполномоченного переедет  в Щербаков переулок. - Л. П.) с жалобами на жилищно-коммунальные службы (392 заявления), на органы власти (330 обращений) и т. д. Удивительно, но по вопросам  защиты прав ребенка к Игорю Михайлову обратились всего 49 человек - видимо, с правами ребенка в Петербурге дело обстоит не так уж и плохо. По многим вопросам удалось добиться конкретных результатов, и это говорит о том, что аппарат уполномоченного по правам человека не бездействует, а реально помогает людям. 

Спасение из санитарно-защитной зоны КАД

Из-за банальной ошибки чиновников администрации Невского района семья Грущаковых, живущая в расселенном доме на обочине Кольцевой автодороги, «попала не в тот список» и люди не получили ни квартиры, ни денег.

Все соседи по дому на компенсацию приобрели жилье и давно уехали из «загазованного» дома, находящегося в санитарно-защитной зоне КАД. После вмешательства уполномоченного Дирекция по строительству транспортного обхода (ГУ «ДСТО») сообщила, что подписала 2 июня 2008 года договор и выкупает у гражданки Грущаковой «загазованные» комнаты за 4 696 262 рубля.

Экспертизу провели через пять лет  

Инвалид Татьяна Топильская живет в 2-комнатной квартире... под зонтиком: то и дело приходится его раскрывать, чтобы уберечь себя и всех остальных членов семьи, которые, кстати, тоже имеют инвалидность, от того, что валится сверху... Более пяти лет терпела семья Топильских коммунальные беды, вызванные протечками от соседей с верхнего этажа, выдержала не один судебный процесс по этому поводу. Камнем преткновения стала судебная экспертиза: без нее не определить масштабы бедствия, а следовательно,  и размеры компенсации, но экспертиза все не могла состояться по вине ответчиков. Инвалиды обратились к омбудсмену. Игорь Михайлов направил запрос в Дзержинский районный суд и ООО «Центр судебной экспертизы», в результате судебная экспертиза  была проведена 23 июля 2008 года. Степень разрушения квартиры, вызванная водой сверху, ни у кого не вызывала сомнений. Теперь семья Топильских сможет получить компенсацию.

Строителей БАМа лишили гражданства

Людмила Александровна Смирнова потеряла паспорт, выданный ей 75-м отделом милиции УВД Невского района в 1998 году. Женщина пришла в территориальный пункт № 54 отдела Управления Федеральной миграционной службы  в Невском районе, чтобы восстановить документ,  но чиновники отказали ей в выдаче нового паспорта, сославшись на то, что на 6 февраля 1992 года Людмила Александровна не была прописана ни в одном городе Российской Федерации, то есть отсутствовала на территории страны. Так в одночасье петербурженка стала негражданкой. Действительно, Людмила Смирнова была прописана в Ленинграде с 1979 по 1988 год и в Петербурге с 1993-го по настоящий момент. А в период с 1988 по 1993 год она отсутствовала по очень уважительной причине -  жила в городе Железногорский-Илимск и строила, как в песне поется, «путь железный, а короче - БАМ». Прописки на время строительства у нее не было, потому что ей предоставили временное жилье. Людмила Смирнова показывала сотрудникам паспортного стола трудовой договор с МК-162 треста «Запбамстроймеханизация», объясняющий ее отсутствие в городе-герое Ленинграде, но это не возымело действия.

После вмешательства уполномоченного по правам человека по этому факту была проведена проверка и Людмила Смирнова обрела гражданство.

Дворники сами должны добывать себе жилье?  

Начальник домоуправления № 42 ЖЭС № 5 Марина Анатольевна Реброва обратилась к уполномоченному как работник жилищной сферы и как мать двоих детей. Почти 15 лет Марина Реброва проработала в жилищной системе, но так и «не заслужила» права занять служебное жилье. И хотя в Жилищном кодексе предусмотрено служебное жилье, не оговорен порядок его предоставления. Несколько лет Марина Реброва проработала дворником и в 2001 году встала на очередь по улучшению жилищных условий, но очередь  не двигалась. В общежитии, где она  была прописана на койко-место, жить было невозможно, поэтому, отчаявшись вконец, мать двоих детей самовольно вселилась в пустующую квартиру на Садовой улице, 32. Одновременно женщина стала добиваться, чтобы это жилье ей оформили как служебное. Но Куйбышевский федеральный суд в феврале этого года принял решение о выселении Ребровой вместе с детьми из квартиры без предоставления другого жилья. Марина Анатольевна поспешила обратиться к уполномоченному, и после нескольких запросов, направленных Игорем Михайловым в различные органы, из жилищного комитета пришел ответ: Марине Ребровой подобрана и в ближайшее время будет предоставлена двухкомнатная квартира на 6-й Советской улице.

Военные пенсионеры тоже могут быть ЖБЛ

71-летний военный пенсионер, награжденный знаком «Житель блокадного Ленинграда» (ЖБЛ), Валерий Васильевич Сенин, обратился к омбудсмену по поводу второй пенсии. По закону пенсионеры, награжденные этим знаком и имеющие инвалидность, могут получать вторую пенсию по инвалидности. Но почему-то это право не распространяется на военных пенсионеров. Валерий Васильевич писал и в Министерство обороны, и в Пенсионный фонд, но отовсюду получал неутешительные ответы: «Получение дополнительной пенсии одновременно с пенсией от Министерства обороны невозможно. Необходимо вносить изменения в Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей». А в Петербурге довольно много таких пенсионеров - и на их защиту стал Игорь Михайлов. Омбудсмен направил письмо в Комитет по обороне Государственной думы с требованием внести необходимые изменения в закон, несправедливо «забывший» сотни пенсионеров. И вскоре из Комитета по обороне пришел ответ, что право на получение пенсии за выслугу лет в увеличенном размере для военных пенсионеров, инвалидов, ЖБЛ установлено. Эта норма была прописана Федеральным законом № 3-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...». Закон уже вступил в силу.

Незаконных жильцов выселили 

После 12 лет отсидки в колонии петербуржец Михаил Габринович условно-досрочно освободился из мест лишения свободы, четко решив для себя  больше на зону не попадать. Его ждала квартира на улице Жени Егоровой, находящаяся в  совместной собственности с матерью. Но жить там было нельзя: мать не очень удачно сдала квартиру семье выходцев из Азербайджана Гасановых, которые после многих лет проживания в ней уже считали жилье своим. Отдавать квартиру они не хотели, денег за «аренду», естественно, не платили.... Единственным документом, проливающим свет на отношения арендатора и арендодателя, была расписка от 2004 года, в которой сказано, что квартиранты обязуются съехать в 2005 году. Когда азербайджанцы отказали владельцу квартиры в переезде, Габринович пришел к участковому - и тот  не только ничего не сделал, чтобы  освободить самовольно захваченную квартиру, но даже не стал регистрировать освобожденного по УДО. Бывший зэк решил обратиться к уполномоченному. Игорь Михайлов помог восстановить справедливость: из квартиры на улице Жени Егоровой Гасановы были выселены.

Подготовила Людмила ПАНАРИНА

↑ Наверх