Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Водить машины нас учат не асы

Сотрудники автошкол провалили тесты на управление автомобилем

Эксперимент по проверке профессиональной пригодности инструкторов по вождению из различных городских автошкол, проведенный недавно по инициативе Управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, провалился. Иначе как объяснить, что 50 процентов испытуемых не прошли тесты на мастерство управления автомобилем?

Эта информация дает представление о том, как и чему эти инструкторы учат желающих получить права на управление автотранспортом. И косвенно же влияют на безопасность дорожного движения в целом.

Так, по данным УГИБДД по СПб и ЛО, в 25 процентах  всех ДТП, которые происходят на дорогах города и области, виноваты недавние выпускники автошкол. Как преподают вождение, многие из нас знают не понаслышке. Получив права, добросовестные новоиспеченные водители просто боятся выезжать в город, а другие рассчитывают на авось. В результате одни рискуют, а другие ищут фирмы, специализирующиеся на репетиторстве, чтобы за дополнительные деньги все же чему-то научиться.

Водитель автомобиля «Mazda-3» Валерий Грызлов, получивший права в начале июля, признался корреспонденту «ВП», что, выезжая на перекресток, буквально испытывает ужас:

- Если удается проехать его быстро, успокаиваюсь, а когда перекресток сложный, бывает, давя на газ, даже закрываю глаза, а когда проезжаю - останавливаюсь у обочины, чтобы успокоиться...

Конечно, часть ответственности за таких автомобилистов лежит на давно устаревшей программе подготовки водителей (но это отдельная тема, которую мы обязательно поднимем на страницах нашей газеты). По словам же специалистов, хороший и добросовестный инструктор, если захочет, и сейчас может выпускать подготовленных к городским условиям водителей.

Но о чем говорить, если инструкторы сами не умеют в совершенстве управлять автомобилем и если в городе нет ни одной организации, которая имеет прямые полномочия следить за уровнем подготовки преподавателей автошкол?!

У милиции нет прав контролировать, насколько инструкторы по вождению соответствуют своей должности. В законе прописано одно правило. Оно гласит, что преподавателем автошколы может стать любой водитель, имеющий права категории «B», трехлетний стаж управления автомобилем и прослушавший курсы «Обучение вождению».

Специалист отдела лицензирования и аккредитации комитета по образованию Петербурга Ольга Михайлуца рассказала корреспонденту «ВП», что их ведомство выдает и возобновляет автошколам лицензии на право вести образовательную деятельность. В ходе этой процедуры комитет по образованию следит и за подготовкой инструкторов. Но, конечно, не на треке, а по документам - согласно условиям педагогической практики каждый преподаватель должен раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации, что отмечается в его учетных бумагах.

Но, как удалось выяснить корреспонденту «ВП», от инструктора требуется лишь обратиться в одно из трех образовательных учреждений Петербурга, имеющих право повышать квалификацию инструкторов, заплатить, в течение 32 часов прослушать лекции и пройти несколько уроков вождения. После этого им ставят штамп в удостоверении - и на ближайшие пять лет они свободны.

В общем, единожды получив удостоверение инструктора, водитель может спокойно до конца жизни учить новичков. А его профессиональный уровень по большей части лежит на совести руководства автошколы.

Поэтому недавно Управление ГИБДД обратилось к руководителям компаний с предложением собрать всех инструкторов на одной площадке и проверить их мастерство. Результаты, по словам начальника экзаменационного отдела МРЭО ГИБДД по СПб и ЛО Владимира Дегтярева, неутешительны:

- Я бы не хотел в подробностях распространяться на эту тему, поскольку этот экзамен был актом доброй воли со стороны автошкол. Но могу сказать, что тесты не прошли где-то 50 процентов испытуемых. Причем это соотношение выстроилось таким образом, что мы могли бы забраковать 50 процентов автошкол, но смогли только пожурить их начальников. Те, по счастью, отнеслись к нашим выводам адекватно и предложили провести еще один эксперимент, пообещав, что займутся уровнем подготовки сотрудников.

В некоторых автошколах корреспонденту «ВП» рассказали, что оставляют своих сотрудников «после уроков», заставляя их повторять фигуры высшего пилотажа, другие отправляют инструкторов на досрочные курсы повышения квалификации, третьи заявили, что их сотрудники и так соответствуют всем необходимым требованиям. В общем, пока неизвестно, чем все это закончится. А обывателю специалисты советуют тщательнее выбирать автошколу, в которой придется учиться.

Михаил ТЕЛЕХОВ

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх