Эти изделия опасны для здоровья!
«Вечерний Петербург» продолжает расследование
Напомним, в нашу редакцию был передан электрочайник, чья хозяйка так и не смогла воспользоваться им по назначению. Причина - жуткий запах, который исходил от прокипяченной в чайнике воды. Убедившись, что данный чайник в своей отвратности не одинок, а запах воды с привкусом химии - явление весьма распространенное, редакция решила провести журналистское расследование. Однако первая попытка выяснить причину запаха - через Роспотребнадзор - закончилась неудачей. Нам устно разъяснили порядок возврата денег за злополучный чайник, который мы и так знали. А письменно - сообщили, что контрольных мероприятий провести не вправе. Публикуем вторую часть расследования.
Запах найден, причина - нет
После длительных поисков организации, способной дать заключение по «чайной» проблеме, мы вышли на ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге», что на Малой Садовой, 1.
Заплатив в кассу центра 839 рублей, мы наконец-то заказали исследование чайника. Правда, представились при этом как частные лица - и тут же получили совет: «Зачем вам платить за экспертизу? Проще вернуть чайник в магазин, и вам немедленно вернут деньги».
Что ж, такой же совет нам уже давали - в управлении Роспотребнадзора. Увы, в большинстве случаев собеседники нас не понимали: как можно пренебречь личными убытками и потерять возможность вернуть потраченные деньги? А когда мы убедили экспертов, что дело тут не в частном интересе, а в выявлении общественно значимого факта, получили немедленное содействие. Сама экспертиза заняла всего три дня. Специалисты исследовали водную вытяжку, полученную (цитирую) «путем кипячения дистиллированной воды в чайнике в режиме работы чайника до его автоматического отключения».
Результат исследования оказался вполне ожидаемым:
«Вода после кипячения бесцветная, прозрачная, без осадка, имеет неприятный запах интенсивностью 3 балла и привкус».
Причем интенсивность запаха оказалась в три раза выше допустимого стандартами и инструкциями, а привкус в кипяченой воде вообще недопустим!
Следовательно, чайник для использования по назначению непригоден.
Далее в лаборатории попытались выяснить причины привкуса и запаха воды, проверив ее на миграцию органических соединений и диффузию металлов. Специалисты допускали, что, хотя корпус чайника и металлический, в воду при его нагревании могли попадать какие-то элементы. Проверили реакции на железо, титан, марганец, хром, никель... Обнаруженная концентрация оказалась в десятки, а то и в сотни раз ниже предельно допустимых. Значит, причина запаха была вовсе не в этом.
Деньги вернут и без точного выявления причин
- Вывод экспертизы позволяет покупателю вернуть потраченные на чайник средства, в том числе через суд. Суды принимают подобные протоколы лабораторных испытаний в качестве доказательства, - рассказал нам главврач Центра гигиены и эпидемиологии Юрий Коржаев. - Лаборатория проводила исследования чайника по утвержденным методикам с предписанным порядком действий. При обнаружении запаха выше нормы в изделии и водной вытяжке из него оно считается непригодным для использования по назначению и дальнейшему исследованию не подлежит. Но если вы хотите определить причину запаха, этого мало.
Определить вещества, создающие запах, в принципе возможно. Но лишь в том случае, если заранее знаешь состав всех материалов, которые использовались при изготовлении данного чайника.
Если не знаешь заранее, что именно нужно искать, ничего не выйдет. Даже электронный микроскоп не поможет. В случае с чайником в запахах виновата скорее всего пластмасса, то есть какие-то органические соединения.
Сотрудники центра мнение своего шефа вполне разделяли. Они пояснили, что причина запаха может крыться как в конструктивных особенностях изделия, так и в использованных материалах. Однако точнее сказать они не в состоянии.
Лишь заведующая лабораторией полимерных материалов Татьяна Колесникова предположила, что причина запаха - попадание нагретого воздуха из полости пластмассовой ручки в металлическую емкость для воды. Но это была лишь версия - о чем Татьяна Альбертовна и предупредила.
И что дальше?
Как оказалось, обычный гражданин, который сам решил бы выявить причину недостатков товара, должен прилично раскошелиться. Так, в одной из «общественных» организаций по защите прав потребителей с нас запросили за дальнейшую экспертизу 7 тысяч рублей (при стоимости чайника чуть более двух тысяч), предупредив, что чайник при этом будет разрушен. Гарантии получения хоть какого-то результата - никакой.
Разговаривали с нами как с идиотами. Мол, вы же и так легко можете получить деньги за бракованный чайник, зачем вам возиться со всем этим?
Тем не менее поиски привели нас сначала в организацию под названием «Тест-СПб», которой мы благодарны за содействие, а потом - в Управление Ростехрегулирования по Северо-Западу. Его руководитель Василий Смеречук наш злополучный чайник наконец-то принял на официальную экспертизу, причем совершенно бесплатно. Он пообещал нам разобраться с делом сразу в двух направлениях. Во-первых, выяснить, что не так с данным конкретным чайником. И во-вторых, провести проверку торгующей ими организации. Так что продолжение - следует.
Ну а пока мы благодарны Центру гигиены и эпидемиологии Санкт-Петербурга хотя бы за право опубликовать промежуточный результат наших изысканий.
Чайник, переданный нам читательницей, действительно оказался непригодным для использования.
Расследование продолжается. Историю чайника фирмы «Мулинекс» китайского производства, проданного 27 июня 2008 года в ООО «Эльдорадо» на Кантемировской улице, 7, без полноценного оформления гарантийного талона мы обязательно доведем до конца.
Марина ГЛЕБОВА, фото автора
Важно: Правила перепоста материалов