Снос без объяснений
Почему горожане не знают, что хотят построить на месте разрушенного старого фонда, а ответственные лица не спешат информировать население?
Отсутствием гласности на строительных площадках озаботились в Смольном - на недавнем совещании руководителей строительной индустрии, на котором собрался, по образному выражению одного из чиновников, «весь крупняк», было принято решение в рамках перехода на саморегулирование отрасли помимо общественных слушаний организовать тотальное информирование населения. Чтобы люди знали, почему снесли строение, что и в какие сроки на его месте хотят построить, какое благоустройство будет проведено. И вообще: в любое время могли бы получить компетентный ответ на любой интересующий вопрос - дабы избежать недоразумений и конфликтных ситуаций. Губернатор Валентина Матвиенко призвала строителей плотнее работать с населением и сказала, что те, кто не сможет убедить жителей, что строительство в данном месте необходимо, не должны строить вообще. Как будет - посмотрим. Пока же - полный туман, даже по тем адресам, где старый фонд уже снесен...
Сломать - дешевле и быстрее, чем воссоздать
Для затравки - небольшое, отнюдь не лирическое отступление. В последнее время стало расхожим выражение «реконструкция по-кгиоповски». Это когда контролирующие органы дают разрешение на снос практически всего старого здания, от которого остается в лучшем случае - фасад, в худшем - лишь часть фасада. Все эти жалкие остатки былой архитектурной роскоши достраиваются некими современными формами, и все это считается не чем иным, как... реконструкцией! Члены совета по сохранению культурного наследия неоднократно заявляли, что с такого рода «реконструкцией» надо заканчивать и не возводить в городе «потемкинские деревни». Уверяя при этом, что 96 - 98 процентов старого фонда действительно можно восстановить без каких-либо разрушений и сносов!
Как это ни странно, и «строительный» вице-губернатор Александр Вахмистров сказал «Вечёрке», что сейчас действительно есть технологии и материалы, позволяющие восстанавливать не разрушая. Так почему ими не воспользоваться?! Потому что цена вопроса будет совсем другой!
В нашем городе по-прежнему предпочитают работать по формуле, согласно которой снести и построить заново - намного дешевле и быстрее, чем воссоздать. А что станется при этом с историческим обликом Северной столицы - так это уже совсем другое дело. Пытаются ли власти влиять на ситуацию? По словам Александра Ивановича - да. Если снос аварийного здания на улице Робеспьера, 32, признали возможным, то рушить дом на Среднем проспекте, 83, не позволили.
Александр Вахмистров даже предположил, что каждый из идущих под снос домов надо рассматривать или на градостроительном совете, или на совете по сохранению культурного наследия - с широким освещением в прессе. Чтобы не было такого: вчера еще дом стоял, сегодня проехал мимо - лишь стена с пустыми окнами-глазницами одиноко торчит на месте дома-красавца. Вот и все конструктивные предложения.
Судя во всему, реконструкция старого фонда в прямом смысле этого слова не нужна ни заказчику, ни инвестору, ни властным структурам, призванным следить за ситуаций. А потому продолжают ломать и строить по-простому, «по-кгиоповски».
Сталинский ампир превратился в строительную пыль
После столь пространных теоретических выкладок, сдобренных вице-губернаторским комментарием, - к печальной повседневной практике. Первый адрес - площадь Стачек. Место - уникальное с точки зрения архитектуры. Как уникален и весь одноименный проспект, который начинается со зданий в стиле конструктивизма, в середине красуются произведения сталинского ампира, в конце - индустриальное домостроение массовых серий. На площади Стачек - целый архитектурный ансамбль из сооружений сталинского ампира с доминантой в виде ДК им. Горького. Между прочим, объект входит в туристические познавательные маршруты для школьников, ибо на многих зданиях, которые еще не попали под «инвестиционную кувалду», остались лепные украшения в виде советской символики. Да и сами здания с необычными - полукруглыми - фасадами весьма и весьма примечательны. Слева от выхода из станции метро «Нарвская» - улица Ивана Черных, одно из зданий которой под номером четыре своим чудным фасадом выходит на площадь Стачек, составляя один из компонентов того самого довоенного архитектурного ансамбля. Фасад и часть здания, в котором ныне расположен магазин, - есть, все остальное - снесено под корень и огорожено привычным глазу петербуржцев забором унылого синего цвета. За забором - охрана, допуска нет. На заборе - неказистая вывеска, гласящая, что здесь идет реконструкция части учебного корпуса по заказу Государственного технологического университета растительных полимеров.
Нормальная петербургская «реконструкция» образца 2008 года: кусок оставили, остальное сломали. Вид на площадь же не изменится, фасад сохранен. Или все-таки изменится? На щите - ни схемы, ни эскизного проекта. Жители окрестных домов, с которыми довелось пообщаться, в полном неведении, что и в каком виде на освободившемся пятне будет построено.
- Они написали: «учебный корпус». А он, может, в пятьдесят этажей будет! Говорят, и соседние дома сносить собираются, - поделился наболевшим народ.
В объявлении названо ответственное лицо - С. И. Фуртова - и есть телефон. Звоним. На другом конце провода отвечают, что нужный нам специалист - в отпуске, а в ее отсутствие никто ничего толком по поводу стройки сказать не может.
От архитекторских покоев остались одни воспоминания
Второй адрес - совсем короткий: Лиговский переулок. Стоял там дом старой постройки из красного кирпича, пришел инвестор, и от дома остался один фасад. Этот участок, к слову сказать, на Лиговский проспект выходит, там стоял особняк, возведенный в 1882 - 1883 годах архитектором Доримедонтом Соколовым, - единственная, между прочим, из сохранившихся в Петербурге работ мастера. Так от того особняка вообще ничего не осталось. И все - ради строительства отеля и бизнес-центра. Генподрядчик - «Турстрой», на объекте работают турецкие строители. А всё - как везде.
- Весной, когда они начали все ломать, у нас в домах появились трещины. Писали всем, вплоть до президента. Пока писали да звонили, все снесли, кроме одной стены. Сейчас боимся обрушения. Говорят, в четвертом квартале сдать гостиницу должны, а на площадке - пусто, только машину для вбивания свай привезли. Значит, будут спешить, вбивать со всей дури - нас под обломками наших же домов и похоронят!
- Так с конца августа специальное ГУП начнет работать, которое станет контролировать работу строителей на нулевом цикле, может, и обойдется...
- Пока твое ГУП начнет, они тут уже все закончат!
Такой разговор - содержание привычное! - случился в подворотне дома по Лиговскому переулку, 1.
Строители по-русски изъясняются на уровне «здрасьте - до свиданья», никаких опознавательных знаков, никакой информации, что строят, как сваи вколачивать будут и зачем дом снесли... Охрана смилостивилась и впустила внутрь, где прораб указал на щит. Точнее - щиток, примостившийся над ограждением. Там на нем что-то нарисовано и заказчик с генподрядчиком даже указаны, но прежде чем там что-то разглядишь, щит надо сыскать, а по Лиговскому переулку никакой информации нет и не будет - зачем, раз она на проспекте имеется?
...Пока власти рассуждают о необходимости наладить информированность населения, дома рушатся и народ пребывает в полном неведении о том, что творится под боком. Наверное, это кому-то на руку - в отсутствие гласности и доступности информации намного проще и старый фонд под бульдозеры пустить, и сваи поглубже забить, и башни невразумительной архитектуры построить.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов