Елена Гаудасинская:
С трех лет я помню все спектакли в Мариинском
Отец - дирижер Станислав Гаудасинский, мама - оперная певица Ирина Богачева. Их дочери Елене на роду было написано тоже стать музыкантом. О том, как непросто быть дочерью знаменитых родителей, как полюбить музыку, о прошедшем недавно в Петербурге фестивале «Три века классического романса» наш корреспондент беседует с одним из организаторов фестиваля заслуженной артисткой России Еленой Гаудасинской.
- Елена Станиславовна, фестиваль романса популярен? Как вам кажется, романс как жанр не устарел?
- Я думаю, романс не устареет никогда, потому что он рассказывает о простых человеческих чувствах. И пока существует человеческая эмоциональная сфера, будет существовать романс. Другой вопрос, что не всегда публика готова слушать и воспринимать. Городской романс более простой и доходчивый, его проще исполнять и проще слушать. Наш формат - это уже другая музыка, для очень больших профессионалов.
- Как прошел фестиваль в этом году?
- В этом году фестиваль стал международным, у нас было международное жюри, мы провели концерты в десяти концертных залах Петербурга, к нам приехали исполнители из многих стран мира, даже из Австралии - Карлос Дуартос, впервые мы так далеко наладили свои связи. Мы стараемся объединять наших исполнителей в международные дуэты. Например, у нас есть русско-французский дуэт, который существует уже три года. В этом году певица из Китая пела с исполнителем из Украины.
- И кто сегодня приходит в зрительный зал?
- Слава богу, стала появляться молодежь, но в основном это, конечно, пожилые люди. Был период, когда на концерты ходили только бабушки...
- ...а когда нынешние молодые станут бабушками и дедушками, будут ли они слушать романсы?
- Когда человек взрослеет, он мудреет и меняется. Вот посмотрите, как одевается молодежь, но после 25 лет это куда-то исчезает и приходит в норму, они перестают одеваться вызывающе. И мне кажется, что в жизни каждого человека возникает такой момент, когда он начинает стремиться к чему-то высокому. Сначала это может быть потому, что престижно, или потому, что кто-то из друзей пошел на концерт и сказал, что это здорово. А бывает, человек, попав впервые на хороший концерт или спектакль, сразу становится поклонником этого жанра.
- Какие особенные качества нужны для исполнения романса?
- Многие певцы могут работать только в опере, потому что в театре исполнителю помогают хор, оркестр, он отделен от публики рампой. А при исполнении романса человек оказывается лицом к лицу с публикой и должен заворожить ее, так передать свои эмоции, чтобы вызывать эмоции у зала.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей знаменитой семье.
- Ну, про мою семью и так, наверное, все знают. Мой папа - Станислав Гаудасинский, мама - Ирина Богачева. Благодаря тому что я родилась в музыкальной семье, я, можно сказать, выросла в театре. С трех лет я помню все спектакли в Мариинском театре и всех певцов. С самого начала это стало моей жизнью. Я помню, что когда меня учили читать, то ставили условие: если прочту одну страницу, то пойду в театр, не прочту - значит, не пойду. Театр всегда был для меня самым привлекательным местом.
- Вы всегда хотели заниматься музыкой и другого выбора не было?
- Так сложилось, что, когда пришло время выбирать профессию, я уже умела играть на рояле, а если уже есть профессия, то зачем же искать другую. Но, наверное, это все же судьба - если бы что-то не сложилось, я, конечно, занялась бы другим делом.
- А вас не подавляла слава родителей?
- Когда ты сын или дочь известных людей, то тебя все знают, знают твою фамилию, очень внимательно следят за твоими ошибками и с удовольствием на них указывают. Если можно отметить какие-то недостатки, то их отметят в десять раз сильнее, чем у другого ребенка. Когда-то это было тяжело. Но, с другой стороны, есть и положительные моменты: мне никогда не надо было пробиваться с нуля, меня уже знали. Я выросла на виду и привыкла вести себя так, чтобы меня в любой момент можно было показывать по телевизору.
- Ваши родители всегда были очень занятыми людьми. А не было у вас такого чувства, что вам их не хватает?
- Нет, не было, ведь я всегда болталась где-то рядом с ними, как сейчас болтается моя дочь. Мы все равно жили одной жизнью: если они были в театре, то я сидела на репетициях и тут же делала уроки. Я тоже с детства была занята, ну а сейчас все дети еще больше заняты. Как у меня нет времени, так же нет времени и у моего ребенка.
- Ваша дочь тоже занимается музыкой?
- Она пока свое будущее никак не планирует, ведь ей всего десять лет, пока ей хочется и рисовать, и быть дизайнером, и петь. Она тоже играет на фортепиано, и ей очень не хочется, как мне в детстве. Но я ей объясняю: хотя сейчас игра вызывает сильное отторжение, потом оно будет все меньше и меньше, и ты сама не заметишь, как уже любишь это и не можешь без этого жить.
Досье
Елена Гаудасинская родилась в Ленинграде в семье одного из самых известных оперных режиссеров Станислава Гаудасинского, который долгое время возглавлял Малый театр оперы и балета им. Мусоргского (ныне - Михайловский), и знаменитой оперной певицы народной артистки СССР Ирины Богачевой. Елена Станиславовна Гаудасинская окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку у профессоров Г. Л. Соколова, Е. В. Шишко, Т. Л. Фидлер. В течение трех лет работала ассистентом в классе Т. Л. Фидлер. С 1992 года начала работать преподавателем камерного ансамбля и аккомпанемента. С 2000 года работает в качестве старшего преподавателя кафедры концертмейстерского мастерства.
В течение многих лет ведет интенсивную концертную деятельность как в России, так и за рубежом.
В 2003 году стала одним из организаторов и руководителей фестиваля-конкурса «Три века классического романса» и конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».
Является вице-президентом Общественного благотворительного фонда Ирины Богачевой «Арт-Петербург».
С 2007 года доцент, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории.
В 2007 году удостоена почетного звания «Заслуженный артист России».
Беседовала Виктория АМИНОВА
Важно: Правила перепоста материалов