Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Есть ли у России шанс выиграть информационную войну?

На днях в рамках работы информационного центра Балтийской медиа-группы газета «Невское время» провела круглый стол, посвященный информационной войне, которую Запад ведет против России. В нем приняли участие журналисты и политологи. Публикуем наиболее интересные выступления, прозвучавшие на этой встрече.

Учились долго. Выходит, не тому?

Михаил Иванов (главный редактор газеты «Невское время»): - В советские времена мы все наивно считали, что где-то там, на Западе, есть заповедные места с полной свободой слова. Уже тогда негласно мы принимали как прекрасную цель те этические нормы, которые провозглашала свободная журналистика, с начала же 90-х мы стали напрямую перенимать правила поведения западных коллег. Но постепенно убеждались: да, врать можно не так топорно, как при СССР, но ведь завуалированная ложь - все равно ложь...

Информационная война против России в связи с конфликтом в Грузии ставит вопрос: надо ли нам по-прежнему высоко ставить планку или же и тут последовать примеру западных коллег?

Борис Подопригора (политолог): - Похоже, сработали старые стандарты: маленькая демократия против большой империи. Понятие свободы прессы просто дискредитировано.

Герман Сунягин (профессор философии СПбГУ): - В последних идейно-информационных войнах мы всегда проигрывали. Не плакать надо по этому поводу, не обличать, а думать, как быть. Запад в таких войнах всегда действует по Макиавелли: результат оправдывает все. А мы - от ориентиров на правду, привитых нам православной культурой. Но во всякой войне есть свои скелеты в шкафу. Нам же, считаю, надо перестать реагировать на то, что мы в западном мнении не белые и не пушистые. Нам на себя надо ориентироваться.

Михаил Иванов: - Жаль, но великая российская мечта о демократии и свободном мире сдохла окончательно. Мир оказался гораздо хуже, чем мы ожидали. А слова о необходимости срочного внедрения демократии и свободы стали обычными предшественниками тотального грабежа ценностей любой поверившей им страны.

Солдаты есть, снаряды есть. Нам бы пушечек...

Михаил Иванов: - Приведу вам данные мониторинга освещения конфликта на CNN. О нападении Грузии на Осетию - ни слова. После введения российских войск - 35 секунд на заявление Саакашвили о вероломном нападении России на маленькую демократическую Грузию, потом 5 минут - комментарии представителя Грузии при ООН Аласании и лишь 20 секунд - на заявление нашего посла при ООН Чуркина...

Тобин Обер (главный редактор газеты «St. Petersburg Times»): - Согласен, что подавляющее большинство СМИ вначале не очень хорошо себя показали в освещении войны. Но это не был монолит. Попадались и неплохие материалы - хотя все же большинство было по отношению к России отрицательных. Моментально забыли, что Грузия атаковала собственное население. Но это не есть результат какого-то одного приказа или воздействия. У журналистов годами формировались определенные клише. В нужный момент они и привели к такому результату.

Марина Глебова (обозреватель газеты «Вечерний Петербург»): - Западные СМИ были лживы по отношению к фактам не только в силу привычки. Мы, Россия, так и не сумели сформировать в западных странах информационное поле, готовое если не принять, то хотя бы передать нашу точку зрения. Почему? На мой взгляд, тут как минимум две причины. Во-первых, у нас нет каналов, по которым мы могли бы обеспечивать своевременную и широкую публикацию фактов и комментариев с нашей стороны. Во-вторых, мы опоздали с реакцией, которую можно было бы противопоставить информационной атаке Саакашвили.

Наше информационное сообщество до сих пор не в состоянии самостоятельно и быстро реагировать на ситуацию. У нас ждут «сверху» как минимум информации, как максимум - некоего «сигнала». «Их» сообщество сформировано иначе, снизу. И потому оно, как какое-нибудь физическое поле, автоматически выдает «нужные» сигналы на любые внешние воздействия.

Михаил Иванов: - Да, для меня всегда было загадкой, почему я всегда - при всей несомненной свободе и независимости большинства отдельно взятых журналистов - чувствую в западных СМИ некое единомыслие. При этом я точно знаю: система там отнюдь не выстроена, как в СССР. В обычные времена у них свои интересы и противоречия, они часто соперники - особенно если из разных стран. Но вот случается нечто, час «Х», - и как будто палочкой кто взмахнет: все начинают вещать в один голос. Нам что, тоже забыть обо всем, включая правду, - и болеть за свою команду?

Марина Глебова: - У нас заговорили об информационной войне только применительно к конфликту с Грузией. Но ведь она идет очень давно и практически не прекращается ни на минуту, стоит только посмотреть на западные СМИ последних 18 лет. В данном же случае это не война, это всего лишь один бой. В СМИ мы его, как всегда, проиграли. Зато практически выиграли в Интернете. В общем, раз «ружей» и «пушек» не хватило - занялись партизанской войной. И уж тут, уверяю вас, «наши» себя показали: реагировали моментально, выступали и с аналитикой, и с фактами, и особенно успешно - в жанре разоблачений. Даже наше ТВ потом не стеснялось все это повторять - правда, нередко без ссылок на источники.

Тобин Обер: - Уже на третий-четвертый день конфликта многие СМИ поняли, что им придется ориентироваться на интересы читателей, - и изменили тональность.

Благодаря Интернету читатели смогли донести до них, что они не поддерживают агрессию Грузии. И СМИ вынуждены были прислушаться. И хотя до сих пор все не очень понятно, все же в мировых СМИ сейчас преобладает более трезвый подход.

Мы в состоянии кое-что сделать

Валерий Татаров (тележурналист канала «100ТВ»): - 6 августа я был на Западной Украине и за два дня проехал на машине до Керчи - и потом сюда. Вначале, слушая и читая СМИ, не поверил, что Саакашвили такой дурак, думал - нашим надоело. И лишь постепенно разобрался, что к чему. Как гражданин России - никак не был готов к тому, что нелюбовь украинцев и грузин к нам будет столь выраженной. Правда, с запада на восток накал спадает, но ведь совершенно ясно: их заставляют нас не любить. А мы - реагируем нейтрально или вообще никак.

Я с начала до конца смотрел митинг в Тбилиси - поверьте, была бы бутылка, напился бы, настолько мерзко все это выглядело. Впрочем, это эмоции. А вывод таков: нас - не любят, ведь Америку легче любить, чем Россию. Нам это приходится принимать. Но зачем об этом молчать?

Телеканал «100ТВ» - практически единственный, где не стесняются поднимать эти темы. Что же касается информационной войны, в Петербурге очень мало дискуссионных площадок, годных для обсуждения такого рода. В такие минуты мы все вспоминаем, что мы - граждане. И журналистский мир должен ориентироваться не на «картинку», не на поиск сенсаций, а на сострадание.

И наконец, последнее. За освещением войны и ее последствий мы не должны забывать фактора обреченности на таких соседей. Со всеми, так сказать, вытекающими...

Подготовила Марина ГЛЕБОВА

↑ Наверх