Театр заглубится на шесть метров
В самом разгаре работы по реставрации Летнего театра на Каменном острове
Театру исполняется в этом году ровно 180 лет. Это здание - не сруб, а так называемая балочно-стоечная конструкция. Выполнен он в пропорциях идеального золотого сечения и всегда очень нравился современникам. - так отрекомендовала журналистам Каменноостровский театр председатель КГИОП Вера Дементьева (историю передачи здания Большому драматическому театру и его восстановления «Вечёрка» уже публиковала). - Можно сказать, с первого бревна театра, с первых дней его жизни начинается борьба за его существование, долгая история перестроек и ремонтов. Возводит его в 1827 году - всего за 40 дней! - архитектор Смарагд Шустов. Здесь была дача Николая I, здесь императорские театры ставили водевили, оперы, комедии. Конечно, столь краткие сроки строительства предполагали, что здание будет временным. В 1843-м его разобрал и перестроил заново Альберт Кавос. Работал он дольше и говорил уже, что театр простоит лет пятьдесят. Он ошибся - театр прожил в три раза дольше.
- Но уже в 1880 году театр перестал функционировать, - рассказывает Вера Дементьева. - Использовали его как склад, и дальнейшая судьба сооружения вообще мало кого волновала. Но театру везло: в 1900-х общественность все же вступилась за него, не дала снести. Во время Великой Отечественной в театр не угодил ни один снаряд. Но все же древесину подтачивали жуки-древоточцы, портили наводнения. И реконструкции, перестройки: в 32-м, 66-м... К 300-летию города театр покрасили и незначительно обновили. Но этого, конечно, было мало. Ведь кроме реставрационных сложностей есть еще колоссальные технические проблемы: необходимо приспособить театр под нынешние требования. В 2005 году здание было подарено БДТ им. Товстоногова к 80-летию Кирилла Лаврова. И первоначально предполагались снос и строительство нового театра на том же месте. Тут вмешивается КГИОП; да и Кирилл Юрьевич посчитал, что стыдно для БДТ будет ради нужд театра уничтожать памятник.
- Это чудо, что театр до нас дошел. Я уверен, что совершится и другое чудо: театр будет приспособлен для нужд современной сцены, - заявил генеральный директор НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» Алексей Шашкин. - Нужны гардероб, подсобные помещения, фойе, буфеты, санузлы... Зрительская часть - это только верхняя часть айсберга. В здании нет места для всей этой театральной технологии, поэтому мы нашли единственно возможное решение: все новое должно быть невидимым. Для этого его можно разместить только под землей.
Под всем зданием театра устраивается шестиметровое подземное пространство. Прежде всего здание было укреплено специальными распорными системами, а затем, говоря языком инженеров, «вывешено» на сваи особой технологии «Титан». Таким образом, сверху вниз будут идти: сам отреставрированный театр; бетонная плита в двух метрах под уровнем земли, а еще ниже - собственно подземные помещения.
Вся технология называется «Top Down», и она весьма популярна в Европе. У нас в Петербурге это первый опыт применения «Top Down», и совершенно особого рода: верхом окажется отреставрированное старинное здание. В нем тоже все будет по-новому: движущаяся сцена, занавес, опускающийся амфитеатр.
Участникам встречи предложили покинуть прорабскую и осмотреть сам театр. Походили вокруг, оступаясь в ямы.
- Шунты, господа журналисты! Вот они, шунты! - восклицала генеральный директор ООО «Геоизол» Елена Лашкова, демонстрируя наружные части конструкций, торчавшие из земли, как танковые ежи.
- Обычно, - заметила Елена Борисовна, - архитекторам мешают конструкторы; они ограничивают свободный полет фантазии. А у нас тут - наоборот: архитекторам предоставлено все подземное пространство. Здание уже целиком «завешено» на сваи, то есть буквально - как бы висит на них. Хорошо, что мы сейчас получили возможность взяться за эти работы. Иначе лет через семь здание бы уже рухнуло.
- Мы перебираем каждое бревно, по очереди. У них всех есть свои имена, - рассказал ведущий специалист Дмитрий Львов. - Театр состоит все из тех же бревен XIX века, и за эти 150 лет каждый метр древесины усох на 6 сантиметров. Можно сравнить нашу работу с зубоврачебной помощью, только если зубы нельзя вернуть на место - с бревнами мы так и поступаем. Берем каждое, осматриваем на предмет поражений древоточцами и других неприятностей. Только если повреждения превышают 70%, мы заменяем бревно. Каждый гвоздь XIX века вытаскивается, выпрямляется и снова идет в дело. Одним словом, «дядю Ваню с ломом» в театр не пустим.
Я вышел наружу и обратился к Вере Дементьевой:
- А труппа БДТ уже была на стройке? Видела, как для нее возводится вторая сцена?
- Нет, что вы, - был ответ. - Рано им еще сюда ходить!
Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов