Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Время собирать землянику

Имя режиссера Виталия Галилюка почти никому не известно. Напротив, имя Юрия Мамина памятно очень многим. Поэтому именно с Маминым ассоциируется новый, еще не вышедший на большой экран фильм «Время земляники».

Юрий Борисович там как бы продюсер. Как бы - потому что сам Мамин всячески отрицает свое именно продюсерское, финансовое участие. Содействие Мамина заставляет отнестись к фильму как-то настороженно - так и ждешь эксцентрики, хлещущей через край. Это какая-то фонтанирующая фантазия, которая превозмогает все остальные свойства маминских картин.

И сюжет располагает к очередному прорыву такого фонтана. Кино - про молодого человека по имени Стас (Владимир Колганов). Стас служит в ночном клубе топ-менеджером, вроде бы преуспевает, имеет хорошую машину, квартиру и любовницу. Но все равно совершенно не знает, что делать с собой в этих обстоятельствах.

Впрочем, скоро все и так идет вразнос. Машина разбивается, в квартиру наведываются то родители, то соседи - занять до вечера, а любовница перекочевывает в руки отвратительного инвестора Петра Петровича (Александр Лыков). Вдобавок брутальные телохранители П. П. каждый день невзначай ставят Стасу фонари  то под один глаз, то под другой - по разным причинам. Неприятный осадок оставляет.

И все это время - пока Стасова жизнь летит под откос - за ним наблюдают двое... как бы это сказать? Ангелы? Непонятно. В фильме они так и называются - Наблюдатели. Это актеры Алексей Петренко и Ксения Каталымова; они сидят в странном саду под звездным небом, рядом ходит цапля. На экране они следят за жизнью своего подопечного. Бросая черные и белые камешки в чашу, они изменяют его судьбу, но не фатально - скорее пытаются выстроить сюжет. Понять, может ли этот персонаж добраться до счастья, не изменяя художественной правде. Скользя по реальности, Стас успевает и разбиться в машине насмерть, и погибнуть в перестрелке на Кавказе, и сам убить человека.

Только все это - не то. Наблюдатель Алексея Петренко безжалостно объясняет, что, проживи хоть сто лет, на себя из них останется в лучшем случае лет десять. И как их потратить на «то», как «туда» хоть направиться-то?

А шагом к «тому» оказывается, конечно, свобода, спокойствие, время маленьких июльских земляничин и полет средь облаков в маленьком планерчике с хорошей девушкой (Анной Слынько). К этому пришли, этим и закончили. Без особых даже нравоучений.

Что-то вспоминается Мишель Гондри. Вот этот последний кадр - смешные фигурки, сидящие в планере среди облаков, - очень напоминает «Науку сна». Только там Гаэль Гарсия Берналь и Шарлотта Гейнсбур скакали по небу на игрушечной лошадке.

И вообще получилось похоже - такой же, как у француза, разговор о возможном-невозможном счастье; причем наш даже заканчивается оптимистически.

Хорошо, правда, что в фильме Галилюка почти нет спецэффектов - только сад, камешки да цапля. С таким буйством сновидений, как у Гондри, наши бы, пожалуй, не справились. И получилась бы очередная маминская фантасмагория. А так - можно сказать даже, что «фонтан» оказался, наконец, направлен в нужное русло, в мирных целях. Можно открыть шлюзы.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх