Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

33 года под парусами

Водно-моторный кооператив № 1, выставленный на продажу, не собирается сушить весла и бросать якоря в ромашки

Красиво здесь! По правую руку - парк Петра Великого, прямо по курсу - залив, из хмурых вод которого едва виднеются каменные остатки Купеческой гавани, за спиной... извините, за кормой - надо выражаться правильно, по-морскому, - база ВМК-1, того самого, старейшего кооператива, который выставлен на продажу вместе со всей Купеческой гаванью. Об этой непонятной и неприглядной для морской столицы истории «Вечёрка» писала неодно-кратно, а вот сейчас мы стоим на площадке наблюдательной башни вместе с командором клуба Олегом Канаевым и любуемся окрестностями - отсюда лучше видно, что сделано руками нескольких поколений яхтсменов и чего город может лишиться раз и навсегда.

Теперь поддержкой многострадального клуба займется «Общественная приемная БМГ»...

Есть обещания - нет ясности

Бухты, навигационные знаки, морской канал - все как положено. Покачивающихся на волнах яхт и катеров, правда, совсем немного.

- Лето, многие ушли в походы. А вообще-то у нас две с половиной сотни яхт швартуется, - поясняет командор.

На вантах одной из белоснежных красавиц помимо триколора замечаем британский флаг - из Англии судно вернулось, вон куда добрались!

А в 1975 году, когда кооператив только еще был создан, на этом месте было болото. Яхтсмены сами, на свои деньги, насыпали землю, сделали бухты, канал, установили на искусственной суше помещения для хранения снаряжения и оборудования. Кто же мог тогда подумать, что договор аренды перезаключать не станут, а территория будет выставлена на торги?!

В восьмидесятые, благополучные для парусного спорта годы прошлого века ВМК-1 по праву считался лучшим на всем побережье. С весны до осени - навигация. Зимой - профилактические работы и подледная рыбалка.

В кооперативе, учитывая склонность рыбаков лезть на тонкий лед, даже дежурство организовали - всем, кто выходит на залив через территорию клуба, сообщают телефон. И если что - выручают незадачливых рыбаков сами, на резиновой лодке, не дожидаясь МЧС. Бесплатно, естественно.

Оказывается, тут целые семейные династии сложились, любовь к парусам и свежему ветру передается от отца к сыну. Родители командора в свое время участвовали в строительстве клуба. Отец клубного боцмана Максима, который присоединился к нашей беседе, тоже немало пота пролил на местные болота...

- До сих пор нам не предложено ничего конкретного, есть лишь устное распоряжение от вице-губернатора Вахмистрова подыскать участок для перебазирования клуба. Но найдут ли его до октябрьских торгов? А если найдут - не придется ли его нам выкупать по конкурсу? Пока - никакой ясности, а уже середина августа... - хмурится командор.

Швартовка стала дорогим удовольствием

Спустившись с вышки, бредем по бережку. Аккуратные кирпичные сооружения для оснастки обросли деревянным самостроем - наследие печальных девяностых годов прошлого века. Все просто и скромно. Ни каменных причалов с подводкой воды и дизельного топлива, ни отеля для отдыха прибывших из дальних стран путешественников, ни ресторана с видом на залив - как в иных модных яхт-клубах... Роль ресторана, кубрика и кают-компании выполняет домик командора, в котором тесно, словно в рубке подводной лодки. Зато - уютно и спокойно.

- У нас - практически единственный социальный клуб, доступный всем желающим. Членские взносы - 4500 рублей в год. В клубах, позиционирующих себя как европейские, - от 10 тысяч рублей в месяц. Кто это себе позволит?! Приобрести или построить яхту сейчас способны многие, но вот где ее швартовать в Петербурге при таких ценах, вот вопрос! - рассуждает Олег Канаев.

Конечно, и территорию облагородили бы, и кают-компанию отстроили бы, и с причалами вопрос решили бы, если бы договор аренды заключили с клубом хотя бы на три года. Кто будет вкладывать деньги в благоустройство, если не сегодня завтра (трижды постучим по деревянной переборке, чтобы беду не накликать!) ВМК-1 может повторить участь клуба «Северянин», яхтсменов которого недавно просто выгнали с базы на Неве. Вон они, бездомные, в западной бухте кооператива бросили якоря - морская взаимовыручка, ничего не скажешь...

Дача на волнах

Тем временем в клуб начали подъезжать яхтсмены. Оптимизма у покорителей царства Нептуна - хоть отбавляй, перспективы - покрыты густым балтийским туманом.

Познакомились с удивительным человеком, представившимся как Анатолий Владимирович. Десять лет он делает своими руками яхту водоизмещением четыре тонны, за это время пять (!) яхт-клубов сменил. В советские времена на небольшом суденышке он добрался до Белого моря, откуда и был изгнан пограничниками. Сейчас и через шлюзы можно проходить свободно, и с водной глади вожделенного Белого моря никто не выгонит, вот только удастся ли достроить яхту к следующей весне, не придется ли тащить волоком на шестое по счету место жительства - об этом не только Анатолий Владимирович, но даже сам Нептун не ведает.

А вот Кирилл Павлович уже 25-ю навигацию на воде. Яхту купил, но своими руками доводил до ума. В той обуви, что ходит по улице, на борт белоснежной красавицы ступить себе и шагу не позволяет!

- Я во всех соревнованиях стараюсь принимать участие. В навигацию 87-го года восемь миль до финиша не дошли, ветер поднялся 30 метров в секунду! Но все равно первое место взяли. А в девяностые годы, когда бензина не стало, вообще без двигателя в море уходил, только под парусами. Если территорию продадут... Не знаю, придется яхту на помойку выбрасывать и самому куда-нибудь деваться, - машет рукой яхтсмен.

Заслышав о продаже, коллеги Кирилла Петровича выразили свое отношение к происходящему более емко и крепко. По-морскому. В сухопутной прессе не процитировать.

Боцман Максим позволил подняться на борт своего судна, которое он (вот ведь умелец!) построил из разбитой малой гидрологической посудины. С Онеги недавно вернулся, вон и рыбка сушится. Каюта, камбуз... Максим все лето проводит на борту - это у него своеобразная «водная дача» получается. На берегу - холодильник, рядом - грядка с огурцами. Прелесть - не жизнь!

И все это - под инвестиционный топор ради очередной малоэтажной элитной застройки...

Командор тем не менее держится молодцом. Прощаясь, пригласил в гости, но только тогда, когда волна большая будет и ветер покрепче: чтобы погонять можно было в удовольствие. Конечно, погоняем. Если власти всерьез задумаются о том, что у нас с социально ориентированным, массовым яхтенным спортом происходит.

Николай АЛЕКСАНДРОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх