Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Глазами китайцев

Даже в провинции они следят за Играми и болеют за всех

Ни на одной Олимпиаде все турниры не проходят в одном городе. Хотя бы потому, что провести за полторы недели на одной-двух аренах несколько десятков игр только лишь мужского и женского футбольных турниров попросту невозможно. Поэтому несколько матчей состоялись в Шанхае, Циньхуандао, а также и в Тяньцзине, куда заехал корреспондент «ВП».

Чем руководствовались организаторы Олимпиады, выбрав одним из мест для проведения футбольного турнира именно Тяньцзинь, сразу понять сложно. Разве что географической близостью к столице Игр - оттуда до Пекина «жалкие» 120 километров, которые на скоростной электричке преодолеваются всего за полчаса. Ибо олимпийский Тяньцзинь - это...

Это самый вонючий из тех олимпийских городов, в которых побывал корреспондент «ВП»: к уличному запаху сероводорода, привычному для пекинцев, здесь добавляется душок откровенной помойной гнили. Это крысы, бегающие прямо по шпалам на местном вокзале. Это таксисты, спящие прямо в своих машинах (к слову, на удивление чистых). Это тряпье, висящее прямо на улицах, и попрошайки-нищенки, которых автор этих строк в Пекине ни разу не видел - конфуцианство, как известно, демонстрацию бедности не поощряет.

На улицах Тяньцзиня люди в масках встречаются гораздо чаще, чем в Пекине. Правда, среди десятимиллионного населения «масочники» - капля в море. Но думается, что поступок четырех велосипедистов из американской сборной, которые надели респираторы при выходе из терминала пекинского аэропорта, здесь не вызвал бы скандала, как это случилось в столице Китая.

Власти города даже не думали о том, чтобы под предлогом подготовки к Играм модернизировать жилые кварталы. Может, посчитали, что футбольные турниры не привлекут в город большого числа иностранцев, позориться перед которыми было бы стыдно. А местные - люди привычные: недалеко от центра города тяньцзиньцы обитают... даже не в каморках, а в каких-то проемах в стене, которые первоначально можно принять за магазинный склад или торговую точку. А сами дома в этих кварталах - серые, убогие, с решетками на окнах: воровство процветает.

Зато на олимпийский стадион «Tianjin Olympic Center Stadium» администрация не пожалела денег. Возвели его, что удивительно, японские строители. Арена - шесть ярусов трибун на 60 тысяч зрителей - напоминает отдыхающую гигантскую черепаху. Рядом запасное поле, которое похоже на приземлившуюся летающую тарелку - почти как стадион «Зенита» по проекту Киши Курокавы, который в Питере никак не могут достроить. Кроме того, «Tianjin Olympic Center Stadium» оборудован раздвижной крышей и осветительной системой «Птичий глаз видит ночью» - тяньцзиньцы уверяют, что это безумно красиво.

Днем арена выглядит не менее эффектно: тяньцзиньские флористы разбили рядом с ней цветник...

Лозунги «Один мир - одна мечта» попадались буквально на каждом шагу. Рисунки талисманов Игр - едва ли не чаще, чем в самом Пекине. Да и сами тяньцзиньцы вовсе не комплексовали из-за того, что их родному городу достались жалкие «огрызки» олимпийского турнира. Именно здесь женская сборная Китая обыграла Швецию (2:1) и сыграла вничью с Канадой (1:1), американки выиграли у японок (1:0), в мужском турнире Нигерия победила ту же Японию (привет строителям арены - интересно, не обидно ли было болельщикам сборных Страны восходящего солнца?), а США сыграли вничью с Голландией (2:2). И наконец, 15 августа Тяньцзинь простился с Играми-2008: в женском четвертьфинале бразильянки выиграли у норвежек - 2:1.

Все эти игры прошли при аншлаге. Местные жители не только охотно приобретали билеты на матчи, но и проявляли осведомленность о ходе олимпийского футбольного турнира.

Например, таксист, который вез корреспондента «ВП» на арену, долго удивлялся: а зачем это нужно, «ведь сегодня матчей нет»? А его коллега, отвозившая меня обратно на вокзал, попросила расписаться на флажке с символикой Олимпиады, который стоял на панели приборов. В ответ водительница показала мне листок многотиражки тяньцзиньского таксопарка, в котором за хорошую работу поместили ее фотографию. Жаль, я забыл сфотографировать...

В Пекине работает наш собственный корреспондент Борис Оськин

Фото автора

↑ Наверх