В цирке восстанавливают императорскую ложу
В этом году Цирку на Фонтанке исполнилось 130 лет. В музее циркового искусства, расположенном в знаменитом здании, до сих пор идет выставка, посвященная этому юбилею. Самое интересное среди экспонатов, пожалуй, - фотографии того здания, которое стояло на месте цирка до советской эпохи. Это тот же цирк - но, по сути, совсем другой дом. Когда-то цирк освещался роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже. Конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика, содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана мрамором, имела асфальтовые полы. В 1964 году здесь в последний раз проводили капитальный ремонт. В ходе которого, по советской привычке «борясь с архитектурными излишествами», превратили красивейший цирк Европы во вполне заурядное здание. И работники цирка, бережно храня историю цирка Чинизелли, мечтают вернуть зданию прежний облик. Корреспонденты «Вечёрки» отправились в Цирк на Фонтанке - сравнить то, что было, с тем, что мы видим сейчас.
Бетонный панцирь вместо изящного купола
В этот юбилейный год дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Конкурс на разработку проекта капитального ремонта с элементами реставрации Цирка на Фонтанке уже объявлен, проект находится в стадии разработки, и совсем скоро его повезут в Москву на госэкспертизу, где и скажут, сколько же денег потребуется на капитальный ремонт. Дело это явно недешевое. На создание одного только проекта федеральный бюджет выделил 15 миллионов 420 тысяч рублей.
- Ремонт у нас идет перманентно, - заверил нас директор цирка Григорий Гапонов, пока мы шли по узким коридорам в помещение музея циркового искусства. - Просто мало кто замечает эти изменения. Например, совсем недавно вернули козырек над главным входом в цирк, восстановили скульптурные группы на фасаде.
Однако есть и такие потери, которые простым ремонтом не исправить. Самая главная из них, о которой работники до сих пор говорят с сожалением, - это купол.
- Во время реконструкции 64-го года строители решили заменить роскошный дубовый купол с отделкой из пробки на бетонный, - показывает нам фотографии директор музея циркового искусства Екатерина Шаина. - Тот купол был украшен красивейшим холстом с рисунками: например, там был нарисован сам Гаэтано Чинизелли, сидящий верхом, и рядом его дочь-наездница. Во время советского «ремонта» купол был просто снесен, и на его место установили единый бетонный панцирь.
В свое время это было, разумеется, настоящим ноу-хау. Огромная бетонная конструкция держится над зданием без дополнительных поддерживающих колонн! Но для самого цирка это стало катастрофой. Мало того что акустические свойства зала во многом были утеряны, так и дышать внутри стало куда тяжелее. С этой проблемой цирку приходится бороться до сих пор: сейчас там установлена дорогая и самая современная система кондиционирования. Вернуть деревянный купол уже, конечно, не получится, но восстановить оформление купола работники цирка очень хотят.
Зрители для VIP-лож найдутся
Когда-то устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для народных же масс были отведены дешевые места во втором ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить, какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.
- По самому нижнему ряду шли закрытые ложи, по четыре места в каждой, - показывает нам фотографии Екатерина Шаина. - Но самым красивым украшением интерьера была, конечно, царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом и архитектурной лепкой. И повсюду над входом были зеркала! Они увеличивали освещенность зала, но также были и замечательным его украшением.
- Вот похожую систему мы и планируем восстановить, - подхватывает Владимир Медведев. - Конечно, стоящих зрителей у нас не будет, и мы потеряем в количестве мест - зато приобретем в качестве. Здесь станет намного комфортнее.
Неудобные стулья в стиле «дом культуры имени подводников», установленные в 64-м, заменят на новые. И конечно же, работники цирка мечтают восстановить роскошную императорскую ложу, из которой советские строители сделали обычную оркестровую площадку.
- Плюс отдельные ложи по первому ряду, - ведет нас вдоль манежного барьера Григорий Гапонов. - Это и императорская ложа, и, если так можно сказать, вип-места. Ну а кто будет в них сидеть... Уверен, что желающие найдутся, - подмигивает нам он.
Артистам негде жить
Пока мы исследуем зал цирка, на арену выходят несколько артистов и начинают тут же, посреди инструментов и ремонтных конструкций, репетировать.
- Это артисты нашей труппы, репетирующие новую программу, которой мы будем открывать сезон, - поясняет Григорий Гапонов. - Это наша большая головная боль. Площадок для цирка катастрофически не хватает. В любом цирке мира обязательно есть второй, репетиционный манеж - у нас же только один. Репетировать нашим артистам негде, нет репетиционных классов. А ведь у нас самые главные артисты - четвероногие, их же негде даже выгулять, дать им размяться. Ну и что самое неудобное - каждый сезон к нам приезжает множество гастролеров. А у Цирка на Фонтанке нет никакой, даже самой маленькой гостиницы.
Дирекция цирка написала уже не одно письмо в правительство с просьбой о помощи.
- Мы просим город хоть как-то помочь нам с помещениями, - рассказал нам Григорий Гапонов. - Гастролеры, приезжающие к нам в город, вынуждены выпутываться из ситуации с жильем самыми разными способами. Цирковые артисты - кочевой народ, они ездят часто с детьми по всему миру, весь скарб возят с собой. А ведь, например, по правилам артист должен жить не дальше чем в 15 минутах ходьбы от цирка.
- Мы обжаты со всех сторон и совершенно лишены инфраструктуры, - с сожалением рассказывает Григорий Гапонов. - Капитальный ремонт, которого мы так долго ждали, - это замечательно. Цирк закроется примерно на полтора года, зато откроется совершенно обновленным. Но ведь заодно с капитальным ремонтом мы могли бы решить сразу множество проблем - с тем, чтобы никогда к ним больше не возвращаться. Быть может, у города другие планы на территории позади цирка - мы не против! Мы понимаем, что цирк «кормится» из федерального бюджета и не может ничего требовать от города. Но каждый сезон, 10 месяцев, к нам приходят 10 миллионов петербуржцев. Люди любят цирк. И было бы прекрасно, если бы город нам помог.
Анастасия БАБКИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов