Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Туман болотный стелется равниной...

Как там поется в песне — «Ой туманы мои, растуманы…»? Много, значит, бывает разных туманов. В том числе и по цвету. Самый известный — молочно-белый, сквозь который вообще ничего не видно. И такой он бывает густой, что даже звуки в нем вязнут.

Вот в этакое холодное варево мы угодили, покинув вагончик совершенно доисторического мотовоза. Со скоростью пешехода тряслись на нем целый час по кривой и горбатой узкоколейке и наконец-то высадились в оговоренном заранее месте. Примерно. Понадеявшись на опыт водилы, уверявшего, что даже в полной темноте он остановится там, где закажут. Когда мы объясняли, где нам надо выйти, машинист сразу сказал: «Знаю. Там старая шпала валяется». И вот мы вылезли и, не видя даже собственных ног, через пару шагов споткнулись об эту самую шпалу. «Примерно» оказалось очень даже точно.

Мотовоз исчез в тумане, как ежик из мультфильма, а мы пошаркали по траве, не видя ни ее, ни друг друга. Этакие говорящие тени. Вот тут-то и пригодились компасы, помогающие хотя бы приблизительно выдерживать нужное направление. А то бы закружились вокруг да около, не имея видимых ориентиров.

Через час пути белый кисель стал слоиться, рваться на хлопья, частью оседать, а кое-где появились некие подобия облаков на высоте человеческого роста. Хотя бы самих себя увидели - и приободрились. Зашагали веселей, взбаламучивая мокрый «дым» на траве. Только бы не проскочить заветное озеро, где мы никогда не бывали, но к которому стремились.

Вот уже и ветерком потянуло, и туман стало разносить в стороны, и наконец... вынесло нас на единственную, как нам рассказывали, ведущую к озеру тропу-дорогу. Других в округе будто бы и не должно быть.

Дорога идет прямо, но под уклон, спускаясь, видимо, в котловину. И видно ее уже на полсотни метров вперед. Но дальше? А там опять белая стена тумана, да такого плотного - как сметана. Странно, но в очередной раз мы приободрились. Туман должен стекать вниз, а значит, озеро совсем близко.

И мы оказались правы! Еще немного, еще чуть-чуть - и под ногами шелестит песок. Необыкновенно мелкий, чисто-белый, но с золотистыми вкраплениями. Вот теперь присядем, отдышимся.

Едва отдышались - вокруг нас все пришло в движение. Озерный туман заклубился и потянулся струями вверх. Стала обнажаться водная гладь изумрудного цвета, зато над ней вдруг возникли сполохи, похожие на северное сияние, а оттуда, где должно быть солнце, вдруг брызнуло прозрачно-желтым. Просто ни в сказке сказать, ни пером описать. Будто бы мы оказались на неведомой нам планете либо перенеслись в отдаленное прошлое нашей собственной.

А когда закончилось это буйство белого, синего, зеленого и желтого, оказалось, что, вытаращив глаза, сидим мы на берегу вполне современного озера, местами с песчаными, местами с травянистыми или поросшими лесом берегами. Впрочем, не очень обычного. Точно посередине возвышается над водой огромный камень, а в бинокль видно - с углублением по центру. Клубятся над камнем остатки тумана и тянутся вверх к небесам. Такое впечатление, что дымит самый настоящий вулкан, хотя и лилипут.

Белые туманы с их эффектной концовкой - дело обычное, а для многих и привычное, не вызывающее особых эмоций. Но вот бывают ли синие или сиреневые туманы, о которых поется в песнях? Бывают, и это не просто плод художественного воображения. Иногда это чисто оптические эффекты, связанные, например, с восходом и заходом солнца. Воздушными потоками может занести за тысячи километров пыль, содержащую песок из пустынь, уголь, железо, пыльцу растений, даже мельчайших насекомых. Вот и возникает туман или дымка золотистого, почти черного, красноватого, зеленоватого и множества других оттенков.

Знаю я несколько озер, где по утрам над водой висит желтый туман. Берега там сильно заболочены - может, в этом причина? Что-то такое витает в воздухе. Но виден этот туман только в определенные часы и под определенным углом к солнцу. Не бросишь вовремя взгляд на озеро - ничего «этакого» и не увидишь...

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

30 августа

Ст. Орехово - озера - пл. Лемболово (19 км). Руководитель - О. Шевчук, сбор на ст. метро «Девяткино» на выходе из 1-го вагона в 8.20 (электропоезд в 8.37, 4-й вагон).
Ст. Петрокрепость - катер до о. Орешек - экскурсия - катер до ст. Петрокрепость (2 км, льготы действуют). Руководитель - Э. Воробьева, сбор на Финляндском вокзале (электропоезд на Невскую Дубровку в 9.42, предпоследний вагон).
Ст. Кавголово - вокруг озера Хепоярви - ст. Токсово (18 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на ст. Девяткино в начале состава в 9.00 (электропоезд в 9.19).

30 - 31 августа

Велопоход-разведка: ст. Яппиля - Приморск - Советский - ст. Кирилловское (130 км, снаряжение индивидуальное). Руководитель - О. Герасимова, предварительная запись - по телефону 921-316-54-08.

31 августа

«Достопримечательности Озерков» (10 км). Руководитель - Г. Павлинова, сбор на ст. метро «Озерки» в верхнем вестибюле в 10.00, далее трамваем № 58 до ост. «Парголово».
Пл. 69-й километр - спорткомплекс «Игора» - пл. 69-й километр (10 км). Руководитель - Б. Рухин, сбор на Финляндском вокзале в центре зала у лестницы в 9.00 (электропоезд в 9.21).
«Дорогами Славы»: ст. Дивенская - лесные дороги - пос. Дружная Горка - Орлино - оз. Орлинское - ст. Строганово (20 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Балтийском вокзале в центре зала в 8.20 (электропоезд в 8.39).
Пл. Лемболово - озера - ст. Орехово (15 км). Руководитель - А. Коренченко, сбор на ст. метро «Девяткино» в 8.20 (электропоезд в 8.37).
Ст. Лебяжье - пл. Чайка (20 км). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Балтийском вокзале у расписания в 8.45 (электропоезд в 9.00).
Секция походов выходного дня будет работать в турклубе (Заставская ул., 28) 27 августа с 17.00 до 19.00.

 

↑ Наверх