Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

…не только в Мариинке

Чего ждать от петербургских оперных театров в новом сезоне

Михайловский театр

Осенью Михайловский театр отпразднует 175-летний юбилей, а уже 18 сентября экс-МАЛЕГОТ сыграет первую премьеру нового сезона. Ею станет «Евгений Онегин» в постановке Константина Сергеевича Станиславского. Эту театральную драгоценность берется отреставрировать и перенести на вторую оперную сцену города режиссер Михаил Дотлибов, до того четверть века отслуживший штатным режиссером в Московском академическом музыкальном театре - кстати, имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль Станиславского сменит в репертуаре Михайловского театра постановку Станислава Гаудасинского 1985 года. Это будет уже третий петербургский «Онегин» - интересно, выдержит ли эта архивная классика конкуренцию со спектаклями Юрия Александрова в «Санктъ-Петербургъ опере» и Моше
Ляйзера - Патриса Корье в Мариинке?

Вслед за «Онегиным» представят «Паяцев». Точные сроки выпуска этого спектакля еще не определены, но вот в режиссере постановки можно будет не сомневаться - им будет Лилиана Кавани. Имя классика итальянского кино ХХ века уже во второй раз появляется на афишах Михайловского: в январе нынешнего года в репертуар театра вошла ее «Сельская честь». Художественные достоинства постановки «Сельской чести» были восприняты петербургской публикой и критикой не слишком однозначно, но как бы ни выглядели «Паяцы» от госпожи Кавани, радует лишь одно: найдется хоть какая-то альтернатива не слишком удачному мариинскому спектаклю Изабель Парсио-Пьери двухлетней давности.

В Михайловском также не исключают возможности того, что в репертуар будет-таки включена приобретенная год назад у Русского фонда старинной музыки постановка барочного «Бориса Годунова» Иоганна Маттезона. Хотелось бы, чтоб это действительно оказалось так: этот «Борис», 1710 года сочинения, - первая в истории опера на русский сюжет (написанная, кстати, классиком европейского барокко), а сочиненный Клаусом Абромайтом и воссоздающий театральную эстетику далекого XVIII века спектакль ослепительно красив.

«Санктъ-Петербургъ Опера»

Для камерного театра Юрия Александрова прошлый сезон выдался не слишком удачным: вначале была попытка вылазки на чужую театральную территорию, флиртующая с условным театром «Сестра Анжелика», а под конец сезона выпустили «Лючию де Ламмермур», о которой лучше забыть как о страшном сне. Планы на 2008/09 звучат более чем многообещающе: первой премьерой нового сезона станет моцартовский «Дон Жуан», и этот спектакль уже сегодня можно считать одним из самых ожидаемых в грядущем сезоне. Прежде всего потому, что для худрука театра эта опера Моцарта - сочинение совершенно особое: он ставил ее трижды, в том числе и в Мариинском театре в 1980-е. Вдобавок к этому петербургские музыкальные театры не слишком жалуют моцартовские оперы, хотя преотличный «Дон Жуан» идет на мариинской сцене - в постановке 1999 года немецкой команды под руководством маститого Йоханнеса Шаафа. По традициям «Санктъ-Петербургъ оперы» ближе к концу года стоит ждать концертного исполнения «Дон Жуана», а к началу будущего - и нового спектакля.

Театр Музыкальной комедии

В сезоне-2008/09 на Итальянской планируют работать с той же творческой интенсивностью, как и в последние годы. Пока что запланированы четыре премьеры, но вполне можно предположить, что их количество может измениться и в большую сторону, как уже бывало в прошлые сезоны. Первой на подмостки Музкомедии выйдет «Марица» - очередной опыт кооперации с признанными авторитетами легкого жанра - Будапештским театром оперетты. Ставить шедевр Имре Кальмана будет Миклош Габор Кереньи, уже знакомый нашей публике по прошлогодней постановке кальмановской «Баядеры». Самое большое ожидание от этой «Марицы» - главный приглашенный дирижер театра австриец Питер Гут. Тот же Гут выступит музыкальным руководителем и второй по счету премьеры сезона - «Весеннего парада» Роберта Штольца. Для отечественных опереточных подмостков это название (ровно как и музыкальная комедия «Старое лето» венгерского композитора Лайоша Лайтаи, которую представят весной будущего года) - новинка, но вот отечественным киноманам музыка Штольца хорошо знакома по кинофильму Генри Костера с Диной Дурбин в главной роли.

Единственный спектакль из планируемых Музкомедией на грядущий сезон, к которому возникают вопросы, - «Целуй меня, Кэт!» (его обещают показать в театре на Итальянской в марте 2009-го). Нет, музыка Коула Портера, несомненно, вечный праздник. Вот только зачем понадобилось портить его приглашением на постановку режиссера Александра Исакова?..

Дмитрий РЕНАНСКИЙ

Фото Николая КРУССЕРА

↑ Наверх