Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Наводнение в музее

В Русском музее открылась выставка «Власть воды»

В экспозиции 200 работ - картины, инсталляции, скульптуры, объекты. И почти на всех - вода: плещется море, течет речка, журчит ручеек, заманивает в топь болото, бурлят водопады, а также резвятся купальщики, плывут пароходы... Есть и бассейн - правда, не настоящий, а виртуальный - видеоинсталляция Михаила Свищева.

Как заманить зрителя

В Русском музее еще в начале девяностых годов решили, что зрителя надо не только просвещать, но и развлекать. Иначе как заманишь избалованную современную публику в музей, где от обилия шедевров голова идет кругом, глаза разбегаются, а ноги гудят - и присесть негде? За эти годы чего мы только не видели в музейных залах - от монашеской кельи до хрущевской квартирки, от красного уголка до танцплощадки. А еще на выставках постоянно и кино крутят, и музыка звучит.

Любопытно, что эти выставки вызвали резкую критику в прессе и... огромный интерес у публики.

Критиковали за обилие всяких аттракционов и инсталляций, которые якобы низводят высокое искусство до уровня развлекательного шоу. Но особенно уязвим сам принцип отбора материала: не по стилям, не по школам, не по жанрам, а по темам, сюжетам. Доставалось за это многим выставкам: «Красный цвет в русском искусстве», «Двое в русском искусстве», «Дорога», «Времена года»... Но тематический принцип отбора материала совсем не так плох, как пишут критики. Не только потому, что облегчает восприятие изобразительного искусства широкой публике. Он дает возможность по-новому организовать материал. Сталкивая в экспозиции работы, написанные художниками на одну тему, но в разные эпохи, можно ярче выявить различия между ними - и стилистические, и философские, которые диктуются временем и отражают его. Так же увлекательно выискивать параллели, взаимосвязи, нечто общее и неизменное в искусстве разных периодов.

Нынешняя выставка «Власть воды» представляет для этого широкие возможности.

Общая тема - вода - дробится на множество подтем.

Вот, например, тема купания. «Купальщицы» художников первой половины XIX века - Алексея Венецианова, Алексея Егорова - роскошные обнаженные женщины - представляют господствовавший тогда идеал красоты, ориентированный на античность.

Совсем другое дело - купальщицы советских художников Александра Дейнеки или Алексея Пахомова. В Стране Советов тогда в моде были атлетические, крепкие, спортивные фигуры. Тело должно было быть тренированным, мускулистым, а не изнеженным. А рядом - картина Тимура Новикова «Купальщик» (1987), которая представляет собой портрет его любимого друга и соратника лидера неоакадемизма Георгия Гурьянова - совершенно обнаженного.

Или «Мифы и сказки». Это не только картины Бруни и Айвазовского на библейские сюжеты. Но и призрачное подводное царство в «Садко» Репина, почти неизвестные публике «Русалки» Константина Маковского, резвящиеся в лунном свете, «Рождение Венеры» Милиоти...

«И наводнения в городе боялись...»

Жаль, что не выделена в отдельный раздел такая увлекательная тема, как «Петербург и вода». То есть работ-то на эту тему много, но все они разбросаны по залам. А как было бы эффектно! Идиллические панорамы Федора Алексеева и Сильвестра Щедрина, где Петербург предстает как гармония воды и камня, рядом - трагические картины из жизни блокадного города, а затем - апокалипсическая серия фотографа Андрея Чежина «Невская купель». Используя монтаж, Чежин затопил невской водой даже те площади и улицы, которые далеки от Невы.

А в специально выгороженной темной комнатке крутят кино - документальный фильм об ужасном наводнении, случившемся в Ленинграде в 1924 году. Можно было бы, впрочем, превратить это вообще в «комнату ужасов», как в знаменитом стокгольмском музее затонувшего корабля «Ваза», где видеоинсталляция сделана так, что зрителю кажется, будто это его захлестывают волны, поглощает мрачная пучина.

В магазине есть вода, сорок градусов она. Кто глотнет такой воды, тот пойдет считать столбы

Во второй - современной - части выставки немало спорных работ. Инсталляция Василия Цаголова «Фонтан» так натуралистична, что оторопь берет.

Скорчившись, лежит на земле окровавленный мужчина (или уже труп?), на которого с видом победителя мочится уродец в майке и спортивных штанах, сжимающий в руке пистолет. Рядом - набитая долларами сумка, которая, вероятно, и стала яблоком раздора. Это произведение искусства кажется на выставке лишним. Не потому, что сценам из жизни отморозков не место в музее, рядом с Левитаном и Айвазовским. А просто потому, что она не в тему. При чем здесь вода?

Еще вопрос: почему так много работ, связанных с водкой? Потому что этот напиток русский народ хлещет как воду? Об этом, кстати, картина Ивана Баскакова «Русская вода» (2007). На полотне в стиле советского плаката изображен крепкий, но изрядно помятый жизнью мужчина пролетарского вида. Он «закидывает» стакан водки, стоя по колено в воде. Внизу, по-русски, надпись «Русская вода», вверху, по-английски, - «Russian Vodka». Кстати, хорошая тема для будущей выставки.

Прямая речь

Евгения Петрова, зам. директора Русского музея по науке, один из кураторов выставки:

- В чем заключается идея? Когда мы стали отбирать вещи для экспозиции, то заметили, что на протяжении веков существовали архетипические темы. Это прежде всего вода как стихия: бури, ураганы, наводнения, потоп.

Вторая тема - прямо противоположная: вода, дающая отдохновение - купание, созерцание.

Мы старались раскрыть тему не на хрестоматийных картинах, а на тех, что не столь широко известны. Например, Репин представлен не «Бурлаками на Волге», а картиной «Какой простор!».

Самая знаменитая картина Айвазовского, без сомнения, «Девятый вал». Но мало кто знает работы художника на библейские темы, которые есть на выставке: «Сотворение мира» и «Всемирный потоп» (1864 год).

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх