Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Малые архитектурные ляпы большого города

Новые мансарды над исторической застройкой и кафе на мостовых вносят свой «вклад» в разрушение классической архитектуры Северной столицы

Недовольство широкой общественности обычно вызывают тот или иной проект квартальной застройки или планы по возведению высоток, призванных подавить своей бетонно-стеклянной массой Исаакиевский собор вместе с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью. И это естественно: большое лучше видно!

Однако в классическую архитектуру Петербурга все чаще стали вторгаться - назовем их условно - «малые формы». Стоял прочный, отнюдь не аварийный дом позапрошлого века. И вдруг на нем появляется некая надстройка в виде мансардного этажа, которая ну совершенно не вписывается в классический облик Северной столицы и вызывает сильное недоумение даже у непрофессионалов. Был хороший тротуар, который органично дополнял общий ансамбль площади, вдруг на нем появляется капитальная пристройка к ресторану: тротуар превращается в тропинку, площадь - в некий намек на старый Шанхай. И эти «мелочи» портят городскую среду, простите за тавтологию, не меньше, чем сомнительного качества громоздкие сооружения.

Узаконенный мансардный произвол

Мансарды - чисто петербургское явление, и спорить с этим вряд ли кто станет. Редкий классик русской литературы не упоминал в своих произведениях об этих необычных комнатках под крышей со скошенным, повторяющим кровлю потолком и крохотными оконцами... Но вот что бы сказали господа литераторы минувших столетий, если бы увидели современный Петербург?

Сенная площадь, архитектуру которой уже успели «подкорректировать» с помощью коробки многофункционального комплекса, полупрозрачного памятника-подарка к 300-летию города и торговых рядов со скамеечками а-ля рюсс. Гауптвахта стоит, и даже отреставрирована. А вот на крыше классического питерского дома возникает нечто в виде вполне современной мансардной надстройки! В сравнении с остекленным фасадом комплекса вроде бы не столь великое «архитектурное творение», но оно окончательно добивает замечательную площадь, от классического вида которой осталось сейчас разве что название. Подобных примеров - немало.

Особенно в историческом центре. Строительный произвол, на который контролирующие органы закрывают глаза? Отнюдь. Как сказал Сергей Митягин, один из разработчиков новых высотных параметров застройки Санкт-Петербурга («ВП» подробно информировал об этом документе в номере за 19 августа), виной всему - четко регламентированные объединенные охранные зоны прежнего высотного регламента застройки.

Если брать территории, расположенные в границах исторического центра, то в документе сказано, что выше 23 метров тут строить нельзя. Но - ни словом не упоминается о зданиях классической архитектуры, высота которых зачастую составляет 18 - 19 метров. Поэтому, приобретя дом в собственность, инвестор с легкой совестью надстраивал его до разрешенных 23 метров. Закон соблюден, а что касается архитектуры, так об этом, извините, в регламенте ничего не сказано. А потому вместо камня можно взять металлический лист, про декор и вовсе забыть!

«Чтобы подобного не повторилось и владельцы не достраивали дома мансардами, мы предложили внести в новые высотные параметры строку, согласно которой исторические здания должны сохраняться в существующих габаритах», - поведал господин Митягин.

Скорее всего такую формулировку утвердит и специальная комиссия Смольного под председательством вице-губернатора Александра Вахмистрова, и ЗакС - с нового года мансардный произвол будет вне закона. Но уже построенные мансарды, которые на старинных зданиях смотрятся, словно соломенная шляпа на голове господина в смокинге, останутся.

Что Парижу хорошо, то Петербургу - смерть

С тем, что владельцы многочисленных кафе и ресторанов расширяют свои заведения во время летнего сезона за счет установки временных открытых веранд, еще как-то можно мириться. Все-таки надо накормить многочисленных гостей Петербурга, да и площадки с навесами исчезнут так же быстро, как и появились, едва поток туристов схлынет. А как быть с теми ресторанными строениями, которые из временных вдруг превращаются в постоянные?

Пример - так называемая предмостовая площадь на пересечении Гороховой улицы и набережной Фонтанки. Композиционно выстроена безупречно: полукруглые здания площади органично переходят в улицу. Точнее - была выстроена, ибо вся композиция вмиг разрушилась, едва возле одного из домов появилась постоянная пристройка для кафе. При этом пешеходный тротуар сузился настолько, что людям приходится протискиваться между припаркованными машинами и стенами увеселительного заведения. Как оказалось, КГИОП занимался этим вопросом.

«Мне лично это не нравится. Такой «французский» прием строительства кафе, наверное, может быть использован на широких бульварах, у нас такое не получается. В Париже подобное смотрится изысканно, на фоне петербургского классицизма - нет», - сказала председатель комитета Вера Дементьева.

А вот согласовано ли данное конкретное строение или нет, узнать так и не удалось, ибо госпожа Дементьева дала распоряжение пресс-секретарю комитета Ксении Черепановой поднять документы по данному адресу, но все наши попытки в течение недели дозвониться до пресс-секретаря и узнать результат успехом не увенчались (что, впрочем, стало явлением привычным).

И если бы это кафе было единственным! Возле стен Петропавловской крепости, на том месте, где должны производиться археологические раскопки, также откуда ни возьмись появился ресторан-караоке. Еще осенью минувшего года КГИОП выдал предписание убрать строение (см. материал «Ресторан уберут от стен Петропавловки» в «ВП» за 16 октября 2007 года), но никто не спешит его исполнить.

Справедливости ради стоит заметить, что после коррективов федерального законодательства комитет по использованию и охране памятников лишен возможности влиять на застройку в охранной зоне - и это касается не только торговых точек и кафе, но и вообще всех объектов недвижимости. Но легче ли от этого петербуржцам и городу на Неве, который то сверху подстраивают, то снизу теснят - на свой непритязательный вкус?

Николай АЛЕКСАНДРОВ, фото автора

↑ Наверх