Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Отравлю за десяточку!

Несанкционированная торговля в электричках опасна для здоровья

В электропоездах Балтийского направления постоянно идет бойкая несанкционированная торговля - об этом в «Общественную приемную БМГ» сообщил житель Лужского района Павел Поляков. По его словам, продавцы без всяких разрешений на торговлю реализуют различные товары. «Количество продавцов за одну поездку может быть 20 - 30 человек, а транспортная милиция, сопровождающая электрички, никак не реагирует на замечания пассажиров. Люди предъявляют претензии по несанкционированной торговле машинисту, который в свою очередь передает информацию сотрудникам милиции, но никаких мер не принимается», - сожалеет господин Поляков.

Два часа ада

Вагон электропоезда Санкт-Петербург - Волховстрой. Каждые выходные я еду в нем на дачу в садоводство «Пупышево». До отправления - пять минут. В дверях появляются две девахи, в руках - огромная коробка.

- Ма-а-арожаное, кому ма-а-арожаное, - начинает завывать первая.

- Пломбир в вафельных стаканчиках, шоколадное с орехами, «Крутышка»! - подхватывает вторая.

Люди открывают сумки, тянутся за кошельками, достают купюры - лето, жарко. Торговки едва дошли до середины вагона - двери снова открываются. В них - газетчица с ворохом макулатуры:

- Кроссворды, анекдоты, журналы!

Снова сумки, кошельки, десятки...

- Уважаемые пассажиры! Разрешите предложить вашему вниманию ручки, пальчиковые батарейки, карманные фонарики, будильник за 25 рублей, пластырь, бельевые прищепки, брелоки. - Какой-то мужик тычет все это под нос.

Два часа ада - вот как я называю эту дорогу. Потому что кроме предложений что-то купить, жуткого дуэта двух старушек и среднеазиатской тетки с двумя малыми детками-попрошайками из тамбура всю дорогу раздается отборный мат: на нем между собой объясняются конкуренты.

Но если воткнуть в уши плеер - ничего, продержаться можно. Бывает даже, купленный у коробейников журнальчик помогает весьма успешно скоротать время в пути. Конечно, журналы здесь в основном трех-шестимесячной давности, те, что в издательском бизнесе называют возвратом (возвращенную из киосков нереализованную продукцию редакции, чтобы как-то компенсировать хотя бы часть затрат, отдают на реализацию торговцам в электричках), но это и не важно: было бы куда уткнуть глаза, чтобы не видеть всего того сброда, что бесконечно шарахается по вагону. Гораздо серьезнее то, что в поездах продают продукты, срок годности которых истек как минимум месяц назад.

Случаи массовых отравлений в питерских пригородных поездах пока, слава богу, не зафиксированы. Но проблемы были. Поэтому 1 января прошлого года начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов запретил торговлю в электропоездах. По мнению железнодорожников, оказание услуг пассажирам, которые необходимы им в пути и повышают удобство путешествия, они организуют сами. Например, торговлю продуктами и организацию горячего питания в поездах дальнего следования. Этим занимаются специальные службы железной дороги и специально обученные люди.

ЗакС нам поможет?

По словам и. о. начальника службы по связям с общественностью ОЖД госпожи Мининой, ситуация с несанкционированной торговлей у железнодорожников под контролем:

- Дирекцией пригородных перевозок «Транском» совместно с Северо-Западным управлением внутренних дел на транспорте проводятся рейды по пресечению торговли в электропоездах, а кассирам-контролерам, осуществляющим проверки проездных документов, указано на необходимость пресечения случаев мелкорозничной торговли.

Следить за порядком в вагонах должны сотрудники правоохранительных органов. С этой целью руководством отдела транспортной милиции была создана рабочая группа из состава инспекторов линейных подразделений Санкт-Петербургского транспортного узла для проведения на постоянной основе целенаправленных мероприятий по устранению фактов несанкционированной торговли, выявлению административных правонарушений, а также для проведения профилактической работы на платформах, вокзалах и в пригородных поездах.

По сведениям ОЖД, за первое полугодие этого года сотрудники милиции совместно с «Транскомом» осуществили сопровождение 1612 электропоездов. За несанкционированную торговлю в вагонах и на платформах задержаны 467 правонарушителей, составлено 622 административных протокола по статье 14 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Почему так мало, спросили мы у милиционеров. Оказалось, что у правоохранительных органов возникает множество проблем с документированием и закреплением состава такого рода административного правонарушения. Потому что при рассмотрении мировыми судьями дел об административных правонарушениях, составленных в отношении коробейников, ими дается определение, что в силу ст. 2 Гражданского кодекса предпринимательской деятельностью является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая лицом на свой страх и риск. Доказательствами могут выступать показания лиц, купивших товар, размещение рекламных объявлений, акты передачи товара, товарные чеки, квитанции и др. А где все это взять?

По словам госпожи Мининой, «Транском» предложил  Законодательному собранию Петербурга выступить с законодательной инициативой по вопросу внесения поправок в нормативные акты, касающиеся несанкционированной торговли в электропоездах.

Да, проблема торговли в электричках существует. И решить ее путем запретов, похоже, не получится - торговля была, есть и будет. Запреты, издаваемые железнодорожниками, пока ни к чему ни привели, разве что к росту милицейской макулатуры. Может, попытаться решить проблему по-другому? Ну, например, принять решение, которое устроило бы всех - и железную дорогу, и коробейников. Но запрещать для нас всегда было проще, чем искать компромиссы.

Инесса КУЗНЕЦОВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Комментарий

Главный специалист - эксперт Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Галина ШУЛАЕВА просит петербуржцев и гостей Северной столицы воздержаться от покупок в электропоездах - для их же безопасности:

- Многие знают: приобретая пищевые продукты в электропоездах, они подвергают себя опасности возникновения острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Продукты для продажи приобретаются распространителями на границах истечения сроков годности, а зачастую и уже просроченными, реализуются без документации, подтверждающей их качество и безопасность. Продавцы пищевых продуктов работают без личных медицинских книжек, а это значит, что они не прошли обязательные медицинские осмотры на отсутствие бактерионосительства и заболеваний, которые передаются пищевым путем и, соответственно, могут являться переносчиками острых кишечных, паразитарных заболеваний и туберкулеза.

Приобретая в электропоездах пищевые продукты, мы вряд ли побалуем себя качественной и безопасной продукцией, зато можем нажить неприятность в виде заболевания. Решение - быть здоровым или болеть - всегда остается только за нами!

↑ Наверх