Пострадавших не бросили
Самолеты ГТК «Россия» вывозят пассажиров отмененных рейсов
Десятки петербуржцев ожидают в Пулкове вылет рейсов авиакомпаний, входящих в альянс «AirUnion».
В представительстве холдинга людям отвечают, что рейсы отменены, но обнадеживают: «Может, другие авиакомпании вас на борт возьмут». Но другие берут неохотно, потому что до сих пор непонятен порядок компенсации таких затрат - «AirUnion» уже задолжал своим партнерам порядка миллиарда долларов. На дверях представительства - объявление, смысл которого сводится к тому, что при вынужденном и добровольном отказе от полетов возврат денежных средств не производится. Людям предлагают вылететь через Москву, почти все соглашаются. Повторять судьбу пассажиров из Домодедова, почти неделю живших в аэропорту, не хочется никому.
Кризис разразился в начале прошлой недели в аэропорту Домодедово - все рейсы из Москвы компании альянса «AirUnion» задерживали. Причиной стала задолженность «AirUnion» в размере миллиарда долларов перед предприятиями, заправляющими воздушные суда: заправлять самолеты авиакомпаний альянса отказались в екатеринбургском аэропорту Кольцово и тюменском аэропорту Рощино, в Красноярске, Владивостоке и в Пулкове - нет никаких гарантий по возврату средств. Вначале без керосина остались авиалайнеры компании «Красэйр» - до полного погашения долга, затем санкции были применены и к остальным членам альянса - «Домодедовским авиалиниям», «Самаре», «Омскавиа», «Сибавиатрансу». Тысячи пассажиров, лишенные ночлега и горячей еды, провели в здании аэропорта несколько суток.
Когда стало ясно, что кредиторам и заемщику так и не удалось договориться, в конфликт включилась госкорпорация «Ростехнологии», которая вот-вот получит контрольный пакет в объединенной компании «AirUnion». А в начале недели премьер-министр Владимир Путин заявил, что «...если нужны средства, нужно выделить их немедленно», и средства нашлись. Вчера к обеду было объявлено, что авиаперевозчики, входящие в альянс «AirUnion», получат топливо из госрезерва. В правительстве также добавили, что топливо авиаперевозчикам будут предоставлять до середины следующего месяца под гарантии «Ростехнологий».
Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что до разрешения конфликта перевозить пассажиров «Красэйр» и компаний альянса будут рейсами других авиакомпаний, если, конечно, в самолетах найдутся свободные места. В пресс-службе ГТК «Россия» нам подтвердили, что крупнейшие российские авиакомпании принимают участие в судьбе пострадавших пассажиров и принимают их на борт своих лайнеров «при совпадении направления и наличии свободных мест без покупки билетов на рейс ГТК «Россия».
- Вопросы компенсации за перевозку пассажиров авиакомпаний, входящих в альянс «AirUnion», пока остается открытым, потому что нет понимания финансового состояния этих компаний, их дальнейших перспектив, - сказала нам сотрудник пресс-службы ГТК «Россия» Марина Пешехонова.
Многие пассажиры отказываются от полета, но, к сожалению, не могут сдать билеты, приобретенные на рейсы авиакомпаний «AirUnion» - их представительства перестали возвращать деньги за проездной документ.
В свою очередь Генпрокуратура России начала прокурорские проверки по фактам задержек авиарейсов. В пресс-службе этого ведомства нам пояснили, что в отношении компаний «СибирьАвиаСервис» (поставщик топлива, монополист в Красноярске, которому «Красэйр» задолжала порядка 200 миллионов рублей) и «Красэйр» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований и условий), а Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в органы следствия направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Инесса Кузнецова, фото автора
Между тем
В интервью Интерфаксу гендиректор авиакомпании «Сибирь» (S7) Владислав Филев заявил, что ответственность за кризис в авиаперевозках несет государство. По его мнению, все, что сейчас происходит с «AirUnion», - это первый звонок к тому, что будет в отрасли. Во многом такой быстрый кризис компаний альянса спровоцирован катастрофическим ростом цен на керосин - его стоимость возросла почти в 2 раза, отметил он, указав, что при этом стоимость билетов в два раза не выросла. Керосин стал катализатором и ранее протекавшего процесса.
По словам гендиректора S7, проблема перевозчиков в том, что, с одной стороны, они приперты налогами, а с другой стороны - не имеют возможности поднимать цены на билеты. «Государство должно понимать, что у любой экономики - в частности, экономики авиапредприятия, имеющей низкую маржу, - всегда есть пределы... Я не думаю, что будет лучше, я рассчитываю, что, поскольку мы (авиакомпания «Сибирь») - одни из лучших, то умрем последними или предпоследними. Никаких улучшений я не ожидаю», - цитирует Интерфакс заявление господина Филева.
Важно: Правила перепоста материалов