Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Личным делом гатчинцев

стала годовщина со дня смерти Александра Куприна

Семидесятилетие со дня смерти, конечно, не такая уж знаменательная дата, но никогда не думала я, что Александр Иванович Куприн будет в этот день так основательно забыт в Санкт-Петербурге. Только питерской погоде на миг стало совестно, и, когда немногочисленная группа поклонников творчества Куприна собралась у его могилы на Волковском кладбище, дождь наконец-то прекратился. А почтить память писателя пришли гатчинцы, которые до сих пор гордятся тем, что последние десять лет своей жизни он провел в их маленьком городке. Итак, день памяти Куприна стал личным делом гатчинцев, и все основные его события развернулись именно там. Утром прошло возложение цветов к памятнику Куприну перед гатчинской библиотекой. Затем состоялась поминальная служба в гатчинском Павловском соборе (впервые за 70 лет, прошедшие со дня смерти писателя). Для своих читателей библиотека организовала автобусную экскурсию по Петербургу Куприна, а затем все собрались на Волковском кладбище. На могильную плиту Куприна и надгробие его жены Елизаветы Морицовны и дочери Ксении легли астры, гвоздики и хризантемы. А еще - скромный венок с надписью на алой ленте «А. И. Куприну от гатчинцев». Правда, прежде чем возложить цветы, пришлось основательно заняться прополкой - могила неухоженная. «Нет родственников», - объясняют работники кладбища. Странно. Мне казалось, что само нахождение могилы в Музее-некрополе «Литераторские мостки» подразумевает уход за «экспонатом». Но непостижимы тайны музейного дела, поэтому порадуемся, что сотрудники Центральной библиотеки им А. И. Куприна и другие гатчинцы, засучив рукава, взялись за дело.

В патриархальной Гатчине

Темп жизни большого города не дает возможности «остановиться, оглянуться», а в Гатчине можно каждый день проходить по аллеям старого парка (пусть даже торопясь на работу), видеть в просветах между елями острую башенку Приоратского дворца, невольно замедлять шаг перед чудом сохранившимся деревянным резным домом полковника Ольдерроге... И перечитывать Куприна. Недаром именно в Гатчине снимались многие эпизоды многосерийного фильма «Юнкера». В его съемках участвовала «вся Гатчина». Лариса Алексеевна Кузьмичева, директор библиотеки, смеется: «Когда объявили о начале съемок, столько желающих пришло. Но женщин отбирали только с длинными волосами - вот стриженые девчонки расстроились...» «А моя дочь вернулась со съемок, - подхватывает другая гатчинка, - глаза горят, перед зеркалом стоит, реверансы делает, как будто все еще в длинном платье и в шляпе». Кстати, просмотр «Юнкеров» тоже прошел 25 августа в гатчинской библиотеке.

Дом Куприна, увы, не сохранился. На его месте современный жилой дом, и только мемориальная доска напоминает о «зеленом домике в пять комнат с большой террасой и чудесными тополями вокруг». Автор доски - гатчинский скульптор Валерий Шевченко. Но, кажется, настоящим «домом Куприна» стала теперь Центральная библиотека, носящая имя писателя с 1959 года. В сквере перед библиотекой - бюст Куприна, на стене вестибюля - скульптурная композиция со сценами из произведений писателя. Автор - тот же Валерий Шевченко.

Писатель любил Гатчину, здесь были написаны многие лучшие его произведения: «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема», «Телеграфист», «Мой полет» и другие. Закончена вторая часть большой повести «Яма».

Да, это были счастливые годы в жизни Куприна. Дом был полон жизни. Приезжали друзья и знакомые из Петербурга, да и со всей России: писатели и циркачи, певцы и спортсмены, репортеры и провинциальные почитатели.

А еще в Гатчине по соседству жили ближайшие друзья: малоизвестный писатель, скромный и мягкий человек Алексей Будищев и знаменитый художник - блистательный Павел Щербов.

«Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева»

Недалеко от вокзала стоит этот удивительный дом, чудесный образец северного модерна, построенный архитектором Cтепаном Самойловичем Кричинским для художника-карикатуриста Павла Щербова и его семьи. Известный фельетонист Влас Дорошевич назвал Щербова «божком смеха». Его рисунки и псевдоним Old Judge (Старый Судья) были известны всей России. Человек оригинальный, непредсказуемый, путешественник по Востоку, любитель приключений... По воспоминаниям Ксении Куприной, он «был одним из ближайших друзей» ее отца: «Я думаю, что решение переехать в Гатчину и там обосноваться было результатом дружбы наших семей, хотя Куприн и Щербов часто ссорились - оба были вспыльчивыми». Еще до покупки своего дома в Гатчине Куприн частенько гостил у Щербова.

Здесь бывали Шаляпин, Брюсов, Горький, Грин, композитор Андреев (автор «Гатчинского вальса»). Громадный гулкий холл с камином считался как бы сердцем дома.

Вокруг камина было развешено оружие, на полу лежала шкура белого медведя.

Благодаря заступничеству Горького дом Щербова не был реквизирован и сохранился до наших дней почти без изменений таким, каким его построил Кричинский.

Сейчас здесь краеведческий музей «Усадьба П. Е. Щербова» - уютный, своеобразный, домашний. И где же, если не в доме его ближайшего друга, провести вечер памяти Куприна и представить новое издание «Гатчинский альбом Куприна»?

«Листки старого альбома дрожат в моей руке, когда я их переворачиваю»

В предисловии к  «Гатчинскому альбому» говорится: «Данное издание - попытка взглянуть глазами Куприна на Гатчину, ее историю, вспомнить людей, здесь живших, попытаться воссоздать дух той ушедшей эпохи». Что ж - составителю Наталье Юронен и художнице Екатерине Суховой это удалось. Старинные фотографии, строки из произведений и писем Куприна, воспоминания современников, отрывки из газет того времени... И, как в настоящем альбоме, - засохшие цветы на каждой странице.

Причем выбраны те, которыми мог любоваться Куприн, те, что до сих пор растут в Гатчине. «И правда, я убежден в том, что запах цветов  - это их душа, и что они чувствуют наше приближение на расстоянии, и что они живут для нашей радости, и счастья, и наслаждения».

И - сюрприз в день памяти Куприна - питерский поэт и журналист Илья Фоняков передал в дар Библиотеке им. А. И. Куприна еще одну папку из архива своей матери - виднейшего исследователя жизни и творчества Куприна. Наталья Николаевна Фонякова в свое время написала блестящую книгу «Куприн в Петербурге - Петрограде - Ленинграде», без которой нельзя себе представить куприноведение. Часть архива Натальи Николаевны уже передана библиотеке - и вот еще одна папка, с материалами, касающимися знаменитой столешницы, на которой оставляли автографы гости Куприна.

Вечер в доме Щербова запомнился присутствующим и выступлением певицы Виктории Огородновой, исполнившей романсы на стихи Куприна. Да, да, Куприн писал стихи, хотя прославился как прозаик. Впрочем, чему я удивляюсь: некоторые купринские рассказы о любви - «Суламифь» или «Гранатовый браслет» - разве не кажутся иногда стихотворениями в прозе? И вот пензенский композитор (как известно, родина Куприна - Наровчат Пензенской губернии) Галина Стояновская написала к ним музыку.

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА

Фото автора

↑ Наверх