Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Место, где нет очередей

Железнодорожные кассы на канале Грибоедова научились обслуживать пассажиров

В Санкт-Петербурге 135 касс Санкт-Петербургского железнодорожного агентства обслуживания пассажиров и еще 140 организаций, занимающихся продажей железнодорожных билетов.

Давно мы такого не видели: железнодорожные кассы, где в очереди стоят один-два человека. И это в Петербурге, летом, в самом центре - на канале Грибоедова, 24. Причем кассы не какие-то коммерческие, а самые обыкновенные, без разных комиссионных сборов. Нет, мы ничего не путаем. Потому что жители и гости города, простаивая на вокзалах часами, как-то совсем забыли о Железнодорожном агентстве. «А у нас так почти всегда», - сказала нам заместитель начальника Санкт-Петербургского агентства Марина Дмитриева и поведала много такого, о чем мы, пассажиры, даже и не подозревали...

Телетайп остался в истории

В Агентстве железнодорожных сообщений - 60 касс. В каждой можно приобрести билеты на все направления. Продажа билетов начинается в 8 утра: на поезда внутреннего сообщения за 45 суток, международного сообщения - за 60 суток. Из специализированных - кассы для военнослужащих, для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, касса возврата, касса продажи билетов на Калининград, кассы по оформлению для индивидуальных групп пассажиров, кассы выдачи проездных документов, оформленных через Интернет.

- А почему на Калининград - отдельная касса? - интересуемся мы.

- Потому что это направление, при следовании по которому пассажир обязан соблюдать визовый режим, - отвечает нам Марина Дмитриева, - а билетный кассир в свою очередь должен уделить особое внимание предъявленным документам, используемым при оформлении билета транзитом через территорию Литвы. Для пассажиров, не имеющих транзитной визы, кассир посылает запрос на разовое разрешение для пересечения границы Литовской Республики.

- А если у кассы нет желающих ехать в Калининград, кассир может обслужить пассажиров на другие направления?

- Конечно, кассир этой кассы оформляет всех, кто обращается. Но те пассажиры, которые следуют в Калининград, должны оформлять документы только здесь - в другой кассе они этого сделать не смогут.

Та же ситуация и в других специальных кассах: и в воинской, и в кассе для инвалидов билеты может приобрести любой пассажир. Причем пропускать военных без очереди в их кассы вовсе не обязательно - у них такие же права, как и у других пассажиров.

...В зале - телефонный аппарат: если кто не хочет стоять в очереди, может поднять трубку, заказать проездные документы, подняться на второй этаж и выкупить их.

Ежедневно здесь работает три справочных окна. Задать вопрос можно совершенно бесплатно. А вот за письменную справку придется заплатить 35 или 55 рублей - в зависимости от сложности. Есть еще пять электронных информаторов: скорость получения ответа - несколько секунд.

Второй этаж агентства почти безлюден. Здесь международные кассы, касса выдачи проездных документов, заказанных через  Интернет и кассы по оформлению групповых заявок.

- Пассажиры могут заказать билеты по телефонному номеру 067, - говорит нам Марина Дмитриева и предлагает пройти в зал, где сидят операторы этой услуги. Огромное помещение, в котором шестнадцать кассиров, все в наушниках и с микрофонами.

- Здравствуйте, заказ билетов, пятая слушает...

Каждый день с 8.00 до 22.00 кассиры телефонной службы «067» оформляют около ста заказов. Их услуги стоят 120 рублей, дополнительный сбор за доставку на дом - 20 рублей.

До чего дошел прогресс

- С 14 мая 2007 года введена новая услуга: пассажир может заказать проездные документы на сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru сидя у себя дома - на любое направление, включая страны СНГ, за исключением международного сообщения. Но воспользоваться услугами этого сайта могут только владельцы пластиковых карт, - говорит нам госпожа Дмитриева. - Также можно заказать билет на сайте Октябрьской железной дороги www.express3.orw.ru. В отличие от сайта Российских железных дорог здесь можно оформить билет за наличный расчет. Правда, придется заплатить 170 рублей за заказ, а если захотите, чтобы билеты доставили вам домой, - еще 120 за доставку по городу. К сожалению, жители Пушкина, Павловска, Ломоносова и других пригородов услугой доставки пока воспользоваться не могут. Также очень жаль, что популярностью у петербуржцев эта услуга пока мало пользуется.

Чтобы не сбежала последняя электричка

...Зал, где сидят операторы справочной службы «055» (с мобильного телефона можно позвонить по номеру 0999). В смену на вопросы горожан отвечают десять операторов. У них можно получить любую информацию о железнодорожном транспорте: узнать о наличии мест, о маршруте следования поезда, об изменениях расписания на пригородных направлениях, о стоимости проезда и т. д. В дневные часы справка обойдется в 25 рублей, с 22.00 до 6.00 - 40 рублей.

- Девушкам приходится принимать все обращения пассажиров, они у нас терпеливые, доброжелательные: объясняют, в связи с чем произошла отмена того или иного электропоезда, как проехать от станции до станции, принимают предложения по улучшению качества обслуживания пассажиров. Существуют специальные программы, где сосредоточена вся информация, которая может интересовать пассажиров.

То, что сотрудники терпеливые, мы знаем точно. Однажды одна девушка-оператор выразила недовольство звонком нашего журналиста (речь шла об отмене электричек). Через три дня этого оператора уволили. Надеемся, такого здесь больше не будет.

Во время прогулки по агентству нам на какой-то момент показалось, что у железнодорожников вообще нет никаких проблем. Но нет, все же есть - не хватает билетных кассиров. Поэтому кто желает связать свою жизнь с железной дорогой - добро пожаловать: достаточно иметь среднее образование, презентабельную внешность, закончить курсы и уметь думать. А всему остальному здесь научат.

Инесса КУЗНЕЦОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх