Издатель Альгаротти был отравлен в Петербурге
Судьбы первого издателя записок о России и Медного всадника странно переплелись.
Кто не знает о том, что Петербург - это окно в Европу? Таких людей, кажется, нет. Крылатой фразой мы обязаны Пушкину, который написал в поэме «Медный всадник» строчку: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Если определением статуи Петра как «медного всадника» мы полностью обязаны Александру Сергеевичу, то за «окно в Европу» надо благодарить итальянского просветителя и литератора Франческо Альгаротти, на которого поэт честно сослался в комментарии. Но что любопытно, Пушкин прочел французский перевод «Русских путешествий» Альгаротти, в котором говорится, что Петербург - «это окно, через которое Россия смотрит постоянно на Европу».
В оригинале нет окна, а есть «gran finestrone», то есть «большое окно» - с увеличительным суффиксом. Окно по-итальянски «finestra». Михаил Талалай, автор русского перевода «Путешествий» итальянца, вышедших пару лет назад в Петербурге отдельным изданием, считает, что это слово можно перевести как «окнище», практически - «дверь на балкон».
Впервые «gran finestrone» - «окнище» упомянуто в собрании Альгаротти, изданном в 1764 году в Ливорно тосканцем Марко Кольтеллини. Благодаря ему появилась и французская книга 1802 года, которой, по-видимому, пользовался Пушкин.
Это все факты не слишком известные, но хочется отметить странное переплетение судьбы первого издателя записок о России Альгаротти и Медного всадника, хотя Кольтеллини не дожил до открытия памятника тому, кто якобы «открыл окно в Европу».
Разорившись через восемь лет после издания сочинений Альгаротти, тосканец продал типографию и приехал на берега Невы. Впрочем, лучше об этом скажет исследователь - русский итальянец Михаил Талалай:
- В Петербурге Марко Кольтеллини поступил на должность либреттиста при Императорских театрах. Итальянец обладал желчным характером и поссорился с Фальконе, занятым в то время сооружением Медного всадника. Кроме того, он неосторожно написал сатирическое произведение, направленное против Екатерины Второй... Как считали его земляки, по приказу императрицы в 1777 году он был отравлен.
Вот так.
Возможно, предметом ссоры стала будущая конная статуя. Возможно, некая из новаций Екатерины, которая, кстати говоря, была инициатором создания ставшего всемирно знаменитым Медного всадника. Но незримо драматическая история крутится вокруг памятника Петру Первому, которому впоследствии приписывались слова, ставшие известными нам, россиянам, благодаря Пушкину, а поэту - благодаря человеку, впервые опубликовавшему крылатую фразу итальянского литератора.
Есть в этом что-то мистическое.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов