«Непризнанный» отдых
Желающих провести отпуск в Абхазии в августе этого года было не много. Во-первых, серия терактов, прокатившихся по Абхазии, изрядно напугала российских туристов. А потом - здесь была война: страх сжимал сердце, на лицах - ужас, списки беженцев в палаточном лагере, глазницы окон в обстрелянных домах, обгоревшие тела. Но у тех, кто хоть раз побывал в этой не признанной никем республике (материал готовился до признания независимости Абхазии Россией. - Прим. ред.), страх попасть на линию фронта слабее желания вновь оказаться в этом райском уголке. Хотя, конечно, на качественный отдых в воюющей стране могут рассчитывать только безнадежные оптимисты.
Родное черноморское побережье
Летний отдых мы решили провести с пользой: пару недель, чтобы поправить здоровье в мацестинских ваннах, а после - насладиться красотами Абхазии. Сняли однокомнатную квартиру в центре Адлера, недалеко от моря, за 1800 рублей. Но не повезло - первые четыре дня ходили на 9-й этаж пешком, не работал лифт.
Потом лифт отремонтировали, но пришли рабочие с дрелью и стали устанавливать в подъезде домофон. Мы продержались еще два дня и переехали в частный дом.
Цены в этом сезоне на побережье Краснодарского края демократичные: двухместный фешенебельный номер с кондиционером можно снять за 1200 рублей в сутки, койко-место с удобствами во дворе - за 300 - 350 рублей с человека. Уютный двор, где много зелени, нашли с трудом - в Адлере на каждом клочке земли стараются взгромоздить (не построить, потому что лепят этажи на свои старые домики) жилье для отдыхающих.
Пляжи в Адлере просто усеяны людьми - несмотря на то что сезон неудачный. Мы приходили на море к 10 утра, располагались где-то возле забора, а отдыхающие дружно перешагивали через нас и шли к воде. Море здесь не синее и даже не голубое. Серое. В нем плавают арбузные корки, окурки, и огромное количество людей вокруг. Единственное место, где немноголюдно, - детский пляж «Чайка», с батутами и надувными горками. Но там на входе сидит спасатель, который собирает со взрослых по 200 рублей, а с детей - по 100. Мы случайно заплыли в акваторию того пляжа, нас оттуда не совсем вежливо попросили. Обидевшись, я отправилась в администрацию Адлерского района узнать, кто это так распорядился побережьем. Начальник курортного отдела Эдуард Исаакович, выслушав меня, сделал удивленное лицо:
- Да не может такого быть! Пляж и море - это же федеральная собственность, разве мы можем ее в аренду сдавать? Это мальчики хулиганят. Вот сейчас я позвоню начальнику пляжа, пусть наведет порядок. Деньги мы разрешили брать только за аттракционы, а отдыхать можете бесплатно.
Не можем, как оказалось. На следующий день попробовали убедить спасателя в том, что он не прав, но парень так и не понял, а мы решили не портить себе и без того не слишком увлекательный отдых. Уже на следующий день купили себе пропуска на пляж санатория «Южное взморье» (официально день пребывания на санаторском пляже стоил 90 рублей, но с охранником договорились за 50) и остаток дней наслаждались чистотой и спокойствием в курортной здравнице.
Зато из развлечений в Адлере есть все: за 500 рублей мы сплавились по речке Мзымте, столько же стоила конная прогулка с купанием в каньоне Псахо, на гору Ахун и посмотреть вечерний Сочи съездили за 350 рублей, день в адлерском аквапарке обошелся каждому в 700 рублей. Самая дорогая экскурсия - на Красную Поляну: доехать до нее можно за 400 рублей, а вот подняться на фуникулере и посмотреть на горы с высоты птичьего полета - за 800 рублей. Цены на продукты здесь фантастические - не дожидаясь Олимпиады-2014, адлерские магазины взбодрили их до уровня почти в два раза выше питерских. Килограмм персиков стоил от 65 до 100 рублей, нектарин - до 130 рублей, арбузы - 20 рублей за килограмм, более-менее нормальные помидоры - 40 - 50 рублей.
Абхазский колорит
«Дешевый отдых может быть только в Абхазии», - думали мы и старались не пропускать ни одного выпуска «Новостей». Решение поехать на линию фронта давалось с трудом. Но у каждого человека есть склонность к риску. А у нас она, видимо, в крови.
Переход границы занял пять минут (по сравнению с тремя часами в прошлом году) - отдыхающих нет. Показали таможеннику российский паспорт - и мы на нейтральной полосе, которая проходит по реке Псоу. Смотрим, надо же - есть даже «Дьюти фри»...
С той и другой стороны к нам пристают с предложениями снять жилье - койко-место в Гаграх - 150 - 200 рублей. Но нам надо в самый восхитительный уголок Абхазии - в Пицунду. Таксист сбросил цену с тысячи рублей до шестисот.
...Главная дорога страны. От России нас отделяет какая-то пара километров, но контраст очевиден: девственная природа, почти нет машин и людей. Зато есть древние, убитые «рафики», забитые торговками и всевозможной провизией, купленной на приграничном Казачьем рынке. И еще есть коровы, которые прямо на трассе гуляют и даже спят. По дороге в Пицунду встречаются странные невысокие строения, облицованные цветной яркой плиткой, в форме осьминога, краба, рыбы.
Оказалось - остановочные комплексы, творения Зураба Церетели. Снаружи - красиво, внутри - мусор и листья...
Душа вернуться отказалась
Цены на жилье в Пицунде оказались не такими и низкими. В среднем 250 - 300 рублей на человека. Но мы умудрились найти за 350. Хозяйка оказалась петербурженкой. Из хорошего о ней на этом - все. За свои деньги мы же еще убирали номера, мыли пол, выносили мусор за полкилометра, не могли пользоваться плитой и хозяйской посудой... Но даже если бы хозяйка жила с нами в одной комнате, это не испортило бы нам отдыха. Потому что Пицунда - поистине райское место. Здесь много эвкалиптов - местные называют их бесстыдницами из-за коры, которая все время сползает. Кругом растет самшит - вечнозеленое дерево с мелкой кожистой листвой. А еще кипарисы. Мощные и величественные деревья, которые видны издалека.
Берег в Пицунде пустынный. Вода - чистейшая. Военные вертолеты в небе и крейсера на горизонте не мешают наслаждаться ласковым морем. Пляж, конечно, не отличается чистотой и обилием лежаков, но этого и не надо - по сравнению с российским побережьем здесь мелкая галька. Из развлечений только «банан» за 150 рублей и «таблетка» за 200. В курортном городке есть пара-тройка каруселей - ростовские парни привезли на сезон. По сравнению с сочинской Ривьерой катались даром - за 100 рублей наших детей кружили, пока им не надоело. Потому что на протяжении нескольких часов мы были единственными посетителями парка пицундских аттракционов.
В каждой прибрежной кафешке Пицунды можно выпить замечательный кофе по-восточному всего за двадцать рублей и заказать гордость местной кухни - хачапури.
Обед с пол-литрой домашнего коньяка, закусками и шашлыком обойдется в 130 - 180 рублей на человека. И это при исключительной свежести, «домашности» и объемах блюд. Ну и конечно же, абхазские вина! Кто знает толк в вине, тот оценит их и полюбит. Столовое красное «Букет Абхазии» здесь стоит всего 130 рублей, а белое полусухое «Псоу» - 120.
Что касается абхазов - отношение исключительно доброжелательное. Молодые девушки чувствуют себя здесь в полной безопасности - кавказские парни насильно никуда не потащат. Но и вниманием не обделят.
Для меня один из самых прекрасных моментов отдыха - смотреть на горы. Они всегда разные. Всегда удивительные и завораживающие. Чтобы слиться с громадинами, мы взяли напрокат скутеры, за 300 рублей в час, и укатили в глухое ущелье. А потом были скалы, кукурузные поля, лесная ежевика, горная речка...
...Пришло время уезжать. Отправления ждали минут 20. Но это обычное дело. Пицунда - конечная остановка, и, пока не наберется полная машина, никто никуда не поедет. За сто рублей с человека нас довезли до границы, которую мы перешли в толпе бедных абхазов с тележками - они очень хотели помочь переправить наши потяжелевшие сумки через границу. Справились сами, взяли такси за 300 рублей, и снова - Адлер с его бешеным ритмом, мажорные автомобили, вывески дорогих ресторанов и холеные официантки. Еще тогда появилось странное ощущение, что там - в Абхазии - и море чище, и фрукты вкуснее, и народ приветливее... Потом был самолет с задержкой на 3 часа, аэропорт Домодедово, Ленинградский вокзал и Петербург. То, что душа осталась в Абхазии, я поняла только тогда, когда вернулась домой.
Инесса КУЗНЕЦОВА
Фото автора
Важно: Правила перепоста материалов