Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Кому дом на Канарах, а кому — «Альтернатива»…

Процесс по делу обманутых пайщиков обещает быть долгим и бесперспективным

В Петербурге продолжается судебный процесс над участниками аферы под названием «Потребительское общество «Альтернатива». Под видом паев с граждан собирались крупные суммы денег и давались обещания, что в течение 40 дней граждане смогут приобрести квартиры со скидкой. Многие продавали свои комнаты, переезжали к родственникам и ожидали чуда, но вместо него - порушенные человеческие судьбы, крах всех жизненных планов и полное неверие в закон. Пострадавшими в этом уголовном деле признаны более 70 человек, реальных жертв общества - около тысячи. Каждый из них лишился от 10 до 40 тысяч долларов. Но вряд ли людям удастся вернуть свои деньги - за несколько лет, что идет разбирательство, на счетах «Альтернативы» остались жалкие копейки.

Была избушка лубяная...

Николай Григорьев - один из тех, кто благодаря ПО «Альтернатива» остался без квартиры, без работы, без жены... Его история похожа на десятки таких же трагических историй пайщиков этого общества. В мае 2004 года ему на глаза попался «Бюллетень недвижимости». В то время Николай Сергеевич жил в коммунальной квартире в Рыбацком и мечтал улучшить свои жилищные условия. Перспектива, которую предлагал рекламный модуль «Альтернативы», была заманчивой: Григорьев продает свою комнату, приносит деньги в общество, а через 40 дней уже переезжает в хорошую однокомнатную квартиру в Выборгском районе Петербурга.

- Решение стать пайщиками этого общества было серьезно обдуманным, взвешенным, как мне тогда казалось. Я неоднократно приходил в солидный офис в бизнес-центре рядом с метро «Садовая», разговаривал с менеджерами, с руководителями. И все, казалось бы, говорило о солидности и благополучии этой организации: и здание в центре города, и грамотные менеджеры - ходят в галстуках, улыбаются по-человечески, портрет Путина на стене и российский флаг в углу комнаты, благодарные отзывы других пайщиков...

Николай Сергеевич сделал все как положено: комнату продал, деньги принес и стал ждать. Но через сорок дней новоселье справить не удалось. Сначала ему говорили, что хозяин квартиры в Выборгском районе приболел - прийти и оформить сделку не может, потом - что уехал куда-то. Из  своей комнаты Григорьев выехал - туда поселились новые хозяева, с работы, поскольку он лишился прописки, его уволили; оказался бомжом - и жене тоже стал не нужен. 

Последующая жизнь превратилась для Николая Сергеевича в хождение по мукам: с утра - в офис ПО «Альтернатива», чтобы выслушать «приходите завтра», потом - для дачи показаний в милицию, где было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» в отношении руководителей общества. Недавно к привычному маршруту добавился Октябрьский районный суд. Сейчас уголовное дело по обвинению руководителей ПО «Альтернатива», которое там рассматривается, насчитывает несколько десятков томов. В нем - множество эпизодов, большинство из которых - квартирные мошенничества. Ущерб оценивается в 36 миллионов рублей.

Криминальный септет

В начале 2004 года заявления обманутых пайщиков один за другим ложились на столы в разных милицейских структурах, но ПО «Альтернатива» продолжало работать еще долго и до последнего принимало деньги от граждан. Его руководитель, Дмитрий Щербаков, все это время вел активную рекламную политику, разъяснял преимущества накопительной схемы в телепередачах, вел даже переговоры о приобретении собственного телеканала. Обыски в его доме и на работе впервые были проведены спустя почти год после первых тревожных обращений в милицию. Тогда же арестовали и некоторые счета в банках. Денег на них, понятно, уже не было.

Когда встал вопрос о наложении ареста на принадлежащее топ-менеджерам «Альтернативы» имущество, выяснилось, что и у них ничего нет - все, что имели, было оформлено на третьих лиц.

Потом пайщики стали узнавать, кому они доверили собственные сбережения, и иллюзии относительно их возврата безутешно таяли. Главный «альтернативщик» Дмитрий Щербаков - человек в определенных кругах достаточно известный: был дважды судим, во второй раз - за хищение в особо крупных размерах получил девять лет с конфискацией имущества, но был освобожден условно-досрочно. Создал кооператив «Союз-Авто», где обманул десятки пайщиков, затем зарегистрировал ПО «Альтернатива».

Говорят, что, когда Щербаков отбывал срок, в учреждении УС-20/5 (колония в поселке Металлострой) он познакомился с другими фигурантами «альтернативного дела». Алексей Харитонов, например, сидел за вооруженное нападение на автозаправку. По версии следствия, именно он впоследствии занимался активным «окучиванием» пайщиков - убеждал их подписать договор и внести деньги. После задержания Щербакова Харитонов ударился в бега. его искали по обвинению в мошенничестве, а задержали за разбой - во Всеволожске попытался ограбить зал игровых автоматов: угрожая персоналу обрезом, он хотел похитить выручку в размере 150 тысяч рублей.

Третий персонаж этой аферы, Сергей Савинцев (он возглавлял ПО «Союз-Авто», находясь в федеральном розыске), был арестован в начале 2006 года. Потом задержали еще двоих бывших сотрудников «Альтернативы» - ранее судимого в Узбекистане (и тоже попавшего там под амнистию) Виталия Семенова и Анну Хомченко, которая к тому времени уже создала аналогичную фирму и успела одурачить нескольких клиентов.

Остальные четверо сотрудников «Альтернативы» были объявлены в федеральный розыск, материалы в отношении них выделены в отдельное производство. По данным следствия, почти все они отбывали наказание вместе со Щербаковым: Борис Гевирц за убийство был осужден на 12 лет с конфискацией, но попал под амнистию, Антон Калошин получил второй десятилетний срок за разбой, но был помилован по президентскому указу. Как и Евгений Иванов, не до конца отсидевший свои 8 лет, полученные за убийство.

А приставы к кому приставлены?

Даже понимая всю безысходность ситуации, Николай Сергеевич не падает духом - он обращается в общественные организации, пишет письма в Генеральную прокуратуру и ходит в редакции газет. За эти три года ему удалось выиграть один суд, гражданский, который своим решением обязал взыскать с ПО «Альтернатива» всю вложенную им сумму в размере 680 тысяч рублей. Решение вступило в законную силу почти три года назад, и все это время Николай Григорьев пытается заставить судебных приставов исполнить решение суда. Но те разводят руками - у «Альтернативы» на счетах нет денег. Николай Сергеевич не поленился, взял исполнительные листы и лично прошелся по петербургским банкам - в первом же обнаружил счет, правда, денег на нем было действительно не много - тысяч шесть рублей. Но для него, безработного и бездомного, и это - хоть что-то. Зашел во второй банк - и здесь приблизительно такая же сумма. Он прекрасно понимает всю трагичность ситуации: даже при условии, что все свои  деньги удастся вернуть, купить на них даже комнату теперь не получится. Ему просто непонятно: чем занимаются в служебное время судебные приставы и почему он должен выполнять за них их работу? Ведь «подсуетись» приставы сразу после решения суда, когда деньги со счетов «Альтернативы» еще не успели уйти куда надо, Николай Григорьевич мог бы сейчас жить спокойно и счастливо.

К сожалению, судебная перспектива этого дела не так безоблачна, как может показаться: очередное заседание было вновь перенесено, так как пострадавшие - жители не только Петербурга, но и других регионов - не всегда могут присутствовать в суде. Да и государственному обвинителю приходится изрядно стараться: нужно убедить суд, что Щербаков и его товарищи именно умышленно обманули клиентов, а не просто, к примеру, неосторожно вели бизнес (что пытаются доказать адвокаты) - в этом случае шансы пострадавших получить обратно свои деньги, к сожалению, практически равны нулю.

Инесса КУЗНЕЦОВА

↑ Наверх