Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Он способен пропускать через себя высокую энергию

26 марта 1938 года родился народный артист России Алексей Петренко

Роли, которые ему довелось исполнить, говорят сами за себя: Петр Первый, Иван Грозный, атаман Платов, Распутин, Сталин, Свидригайлов, Кнуров, генерал Радлов, генерал Егоров, генерал Иволгин. «Петренко принадлежит к числу актеров, способных пропускать через себя высокую энергию. Опасную энергию», - говорил о нем Элем Климов.

«Он «свернут внутрь», - очень точно характеризует Алексея Петренко литературный критик Лев Аннинский. - Он загадочно неконтактен по отношению к текущему вокруг действию. Даже там, где по внешней задаче отрабатывает быстроту и легкость, - внутри словно какое-то ядро чувствуется: мощное, невидимое и несдвигаемое. Он как камень посреди потока: стоит сам по себе... Петренко - как совершенно независимая величина, добавляющая действию какое-то странное, четвертое, что ли, измерение».

Лучше всего о его жизни рассказывает его трудовая книжка. Записи в ней сделаны в разное время: слесарь, матрос, молотобоец и, наконец, после учебы в вузе - актер. Два раза ездил в Киев поступать в театральный институт, и оба раза - неудачно. Возвращался и шел работать. Сидеть на шее родителей для него всегда было непонятной «роскошью». Хотя работать стал намного раньше, еще учась в школе: пас коров - был пастухом, как многие люди его поколения.

В третий раз Алексей поехал поступать уже в Харьков, и тут повезло. Окончив Харьковский театральный институт, он начал работать в театрах Запорожья. А потом встретил режиссера ленинградского Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова, и тот пригласил его работать к себе, дав для начала роль Солдата в сказке «Солдат и змея».

С 1977 года Петренко играл в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1978-го - во МХАТе, с 1982 по 1986 год работал в Театре «Школа драматического искусства», в 1991 - 1992 гг. - в театре «Школа современной пьесы».

Про Алексея Петренко говорят, что он идет наперекор режиссерской раскладке, но тем не менее режиссеры выбирают именно его.

Подготовил Алексей ШМЕЛЕВ

↑ Наверх