Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

«Леннаучфильм» репетирует полет на марс

20 - 24 октября студия «Леннаучфильм» проведет в Петербурге III Международный фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний». Событие достаточно громкое - председательствовать будет академик Капица, поддержку обеспечивают Министерство культуры, комитет по культуре администрации Петербурга, комитет по образованию, Союз кинематографистов СПб... И все-таки - «Леннаучфильм» - штаб фестиваля. Задолго до открытия фестиваля я посетил знаменитую студию.

Наша студия - единственная в России

Студия находится в очень живописном уголке: на Мельничной улице, за Александро-Невской лаврой и Обводным каналом. Старые осыпающиеся здания как бы невольно подчеркивают своеобразную романтику поисков ума и духа, которая отсюда не выветрилась в отличие от многих других мест.

Однако кабинет генерального директора Владимира Бажина не производит впечатление заброшенности. Чистый, приличный офис. Мы сидим за столом с гендиректором, с его заместителем по маркетингу и развитию Людмилой Будариной и с художественным руководителем студии Валентиной Гуркаленко.

- Наша студия - единственная в России в своем роде, - спокойно сообщает (скорее с грустью, чем с гордостью) Владимир Бажин. - Другие, некогда известные бренды, из информационного поля исчезли. Про отечественное научно-популярное кино в последнее время совершенно забыли. Это при том, что дело наше, конечно, сугубо государственное. Но государство не очень заботилось об этой сфере в последнее время.

- Я слышал, у вас был и конфликт, аналогичный ленфильмовскому...

- Почему - был? - все так же хладнокровно переспрашивает директор. - Он и продолжается.

В соответствии с планом приватизации должна состояться продажа студии. На то есть указ президента и распоряжение правительства. Какой-то непонятный процесс. Вроде он приостановлен - но нет на этот счет внятных объяснений или инструкций, нет никаких бумаг. Что происходит, где и как - этой информацией мы не владеем. Надеюсь, что скоро все выяснится.

А пока мы сами взвалили на себя, надеюсь, посильную ношу. Грядущий фестиваль «Мир знаний» (уже третий по счету) должен послужить некоей ревизией: что же произошло на этом фронте во всем мире и у нас в стране. Другая задача - сформировать свой собственный рынок, отдельный от рынка игрового и документального кино. Еще одна цель фестиваля - собственно патриотическая пропаганда. Постепенное переключение интереса зрителя от «Дискавери» и Би-би-си к нашему российскому научно-популярному кинематографу. Замечательному кинематографу, с хорошими традициями.

- Может быть, как раз фестиваль поможет заинтересовать общество в проблемах студии?

В. Б.: - Общественный интерес, конечно, должен возникнуть. Прошла уже довольно большая волна: было опубликовано открытое письмо за подписью известных ученых и деятелей искусства. Говорилось о том, как актуальна и необходима работа студии.

- Но, наверное, эту отрасль никто не видит экономически перспективной?

В. Б.: - Я бы с этим поспорил! Три года занимаю директор-ское кресло и могу сказать, что экономика у нас есть. Мы держимся на плаву, работаем и не требуем субсидий. За прошлый год наш доход - три с половиной миллиона.

- Как-то вам все же помогают?

В. Б.: - Государство немного финансирует. Вообще в этом году у нас сделано всего восемь фильмов - невеликое количество. Но, слава богу, бизнес стал поворачиваться к нам лицом - есть небольшие заказы на производство учебных фильмов.

История современной науки канет в «черную дыру»?

- Но в чем тут главная беда, как по-вашему?

В. Г.: - Я думаю, что вообще дело в совершенно невежественной политике наших управленцев: им самим образования не хватает. И мы это почувствовали на себе первыми. Если посмотреть, что было создано нашим научно-популярным кинематографом в 60-е, 70-е, 80-е годы, - можно восстановить по этим фильмам историю отечественной и мировой науки. Все мало-мальски значимые личности обязательно присутствуют на экране. Начиная с 90-х годов образовалась «черная дыра». Вот Людвиг Фаддеев - один из ученых, бесспорно нобелевского уровня, патриарх нашей математической школы. Ведь этого человека никто никогда на экране не видел! Но Госкино нам денег на фильм так и не дало. Наш режиссер сделала первую передачу о нем на «Культуре». И сейчас мы пытаемся опять подать заявку в Министерство культуры, чтобы начать цикл фильмов о ныне здравствующих людях науки. Пока они еще с нами. Ведь это же все «уходящая натура», говоря кинематографическим языком.

И выстояли мы только потому, что были в контакте с нашими самыми светлыми умами: с академиками Никитой Моисеевым, Валерием Легасовым, Василием Леонтьевым, Борисом Пиотровским, Святославом Федоровым. Мы понимали, что происходит в стране: иллюзий не было никаких. И осознавали, что должны справиться.

Сейчас наша задача - визуализировать знания, потому что современные школьники лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Пока мы не сядем за стол переговоров с министром Фурсенко и не договоримся о масштабной программе создания учебных фильмов - нам всем ни за что не поднять уровень образования в стране.

Еще Владимир Ильич, кажется, не успел сказать о кадровой проблеме. Ведь недаром во ВГИКе мастерские научного и учебного кино всегда были отдельно. Этих людей готовили специально. Это ведь не режиссер-документалист и не режиссер игрового кино. Он должен уметь и то и другое, и работать с анимацией, и работать со спецвидами съемок... Для того чтобы вырастить таких специалистов - нужны годы.

Люди шли туда получать второе образование. Так что у нас работали бывший нейрохирург или геологи, или географы, химики, инженеры... Получались уникальные специалисты. А сейчас мы их потеряли. Если будет запущен наш телеканал, мы будем собирать таких людей по всей стране. Едва ли наберем десяток тех, кто способен создавать научно-образовательное кино мирового уровня.

Ситуация с образованием в стране очень тревожная

- Приятно слышать. Но почему все-таки по телевизору демонстрируются западные образцы научно-популярных фильмов? Почему они преобладают? Заказчики ориентируются на другую традицию?

В. Б.: - Нашему замечательному телевидению проще и дешевле закупить чужие фильмы, чем сделать что-то самому. А идеологическая машина Запада работает. Они поставляют сюда свое кино с большими скидками. Финансируется все это... понятно кем.

- Казалось бы, наука - среда нейтральная; по крайней мере после «холодной войны». Какая тут может быть разница между «нашей» и «их» наукой?

- А вот спросите художественного руководителя студии Валентину Ивановну Гуркаленко, - предлагает директор.

В. Г.: - Если говорить о естественных науках и технологиях - разницы и впрямь нет, - замечает Валентина Ивановна. - Но обратите внимание, телевидение покупает пакетами дешевые программы. Они сняты довольно давно. То есть рассказы о действительно новых технологиях до нас просто не доходят.

С другой стороны, когда в гуманитарных передачах нам начинают рассказывать про русскую литературу, а еще лучше - про историю... Тут кто заказывает музыку - тот и требования выставляет.

А ведь именно сейчас с образованием ситуация очень тревожная. По результатам ЕГЭ  у нас треть двоек по математике! По этому поводу стоит страшный шум. Ведь математика всегда была самой сильной стороной нашего образования.

Я не говорю уж о гуманитарных предметах. Историю просто не по чему преподавать: учебников нет. Те же проблемы с русским языком. Школьники общаются на «новоязе», а количество часов русского языка - постоянно урезается. (Я сразу скажу, что мы уже занялись уроками русской словесности, и на очень хорошем уровне. Около 20 фильмов готово; всего их будет около двухсот!)

Фильм о полете на Марс - это будет покруче «Звездных войн»!

- Ну, Жоресу Алферову, вероятно, уже сложно было бы этим заниматься... А вообще ученое сообщество с вами сотрудничает?

В. Г.: - Конечно! Когда у нас был Виктор Садовничий и мы показывали ему студию - он весь день только и говорил, что представить себе не мог наших возможностей. Когда надо было спасать студию, он тут же вступился. А с ним - Алферов, Бехтерева, Пиотровский, Фаддеев, Вербицкая, Сокуров, Астахов...

Нас очень поддерживают. Вот Владимир Ильич говорит, что надо завоевывать аудиторию... Вообще, куда бы мы ни приехали, люди плачут, узнав, что «Леннаучфильм» жив.

Ведь все помнят, например, что наша студия первой вышла в космос. До первого спутника Земли, полета Гагарина у нас была сделана серия блистательных фильмов. «Марс», «Планета Бурь», «Метеориты», «Луна»... Их снял Павел Клушанцев. Гениальный инженер, астроном, писатель, режиссер. Эти фильмы до сих пор находятся в мировом прокате.

Известна история, как спецслужбы разговаривали с ним - думали, что раскрыты какие-то секреты. У него же точно предсказаны вид скафандра, очертания ракеты... А это он осуществлял то, что, вероятно, уже носилось в воздухе. К нему ездили учиться создатели «Звездных войн» - им было непонятно, как такие вещи можно сделать без компьютера.

И сейчас мы возвращаемся в космос. Только что студия закончила фильм о гениальном изобретателе «космического лифта», который живет в Питере, - Юрии Арцутанове. И начала снимать фильм - репетицию полета на Марс - мы договорились с Институтом медико-биологических проблем, что будем отслеживать все этапы подготовки полета на Марс.

- Но ведь в наше время такие темы все же требуют немалых спецэффектов?

- Стараемся как можем. За последние годы нам пришлось пережить не только недостаток финансирования. В 1996-м взрывалось отопление - студия лежала в лежку. Но самое главное - это время пришлось на технологическую революцию. Пленку сменило сначала видео, а затем цифровая запись. На студии не было новых технологий. И только с приходом Владимира Ильича, - указывает Валентина Ивановна в сторону директора, - мы, не знаю какими способами, начали переоснащаться.

- Сейчас уже можно сказать, что мы идем в ногу со временем, - негромко заключает директор.

В. Г.: - И все-таки нам очень нужна поддержка государства. Слава богу, новый министр культуры в своей «тронной речи» половину времени уделил тому, что нужен госзаказ на фильмы по образованию, по культуре.

Но когда мы отсылаем списки возможных тем в министерство - пока что они неизменно выбирают то, что дешевле. Для них не существует вопроса, снять фильм-эксперимент, фильм с дальними экспедициями или спецвидами съемок или поставить камеру перед героем, снять «говорящую голову» и сдать дешевое кино - то, что чаще всего мы и видим сейчас на экране.

Документальное и научно-популярное кино для собственного удобства они слили в такое болото. Называется оно «неигровое кино». Ведь раньше научно-популярное кино было особым видом кинематографа. Оно иначе финансировалось: у нас и зарплаты, и сметы были другие. Сейчас мы не можем себе позволить снимать полноценные научно-популярные фильмы.

- С какими-то телеканалами вы сотрудничаете все-таки? С «Культурой», наверное?

На этот вопрос сразу отвечает заместитель генерального директора по маркетингу и развитию Людмила Бударина:

- Показывают и по кабельному телевидению: с некоторыми каналами мы сотрудничаем. А «Культура» в этом году, как ни странно, показала наши фильмы в очень хорошее время: в восемь вечера. Раньше нас показывали только в двенадцать, в час ночи... Отзывы были очень хорошие. Из-за границы тоже звонили и благодарили.

- Кстати, о загранице. Какие страны участвуют в фестивале?

Л. Б.: - Нам прислали фильмы из Италии, Франции, Германии, Австрии, Хорватии, Польши, Сербии, Финляндии, Дании, Китая. И ведь во всех этих странах есть институты научного кино. Государство их поддерживает. В Польше есть прекрасные кадры в Лодзинской киностудии, в Финляндии, в Белоруссии. А вот на Украине «Киевнаучфильма», к сожалению, больше нет...

Уже больше ста работ мы собрали. Сейчас начнет работать комиссия; она отберет примерно 30 фильмов - участников «Мира знаний».

А 21 октября в рамках фестиваля будет проходить празднование 75-летия киностудии. Соберутся ветераны. Попытаемся собрать те замечательные династии, которые работали у нас. Надо стараться сохранять преемственность.

Когда же появится новый образовательный канал «Мир знаний»?

В. Г.: - Кажется, что наша аудитория - люди взрослые. Но оказывается, нас охотно смотрит и молодежь. Блокбастеры, развлекательное кино всем уже надоели. Вообще думающей молодежи появляется очень много. И у нас ведь есть целая мастерская в Университете кино и телевидения: уже третий курс. Очень интересная сейчас молодежь - не верьте, когда вам говорят, что она никакая!

- Да, догадываюсь.

В. Г.: - Студию поддерживает губернатор Матвиенко. Наверное, потому, что нам близка ее генеральная идея - превратить Питер в большой образовательный центр. Выйти на мировой рынок. И я надеюсь, она поможет нам в создании будущего образовательного канала. Называться он, кстати, будет так же, как и фестиваль: «Мир знаний».

- И скоро ли можно ожидать появления этого канала?

В. Б.: - Мы мечтали, что старт будет дан в начале этого сентября, но - не все так просто. У нас в стране ведь полностью отсутствует системный подход к производству образовательных фильмов. Интернетизация школ, докладывают чиновники президенту, проведена. А для чего это было сделано - непонятно. Показывать на этих компьютерах нечего. Вот теперь нужно наполнить эту пустоту содержанием.

Это будет всероссийский канал; мы будем вещать посредством широкополосного Интернета. Будут интерактивные лекции, дорогостоящие опыты, которые сами школы не могут себе позволить. Будут фильмы, обучающие программы, игры, электронные библиотеки... В армии, даже в тюрьме человек, если пожелает, может продолжить образование.

Преодолеть тенденции к дебилизации населения

- А не боитесь, что образование таким образом от школ будет переходить полностью на электронную основу?

- Во-первых, этого все-таки не произойдет, - не соглашается Владимир Бажин. - А во-вторых, если человек в свободное от работы время будет рыться на образовательных страницах, вместо того чтобы разглядывать непристойные картинки, - то и слава богу.

- Но вы знаете, - продолжает Валентина Гуркаленко, - сейчас социологами зафиксирован некоторый возврат к формату книги. В фильмах мы стараемся держать планку культуры, а она естественным образом включает в себя общение с книгой. Поэтому наши проекты должны подтолкнуть людей к этому общению, к размышлению над жизнью, преодолеть все более явные тенденции к дебилизации населения.

- То есть вы видите преимущество книги перед потоком информации из Интернета?

- Ну конечно, чтение книг сейчас становится аристократическим занятием. Но ведь нам и нужно воспитать новую аристократию.

- Аристократию духа?

- Да.

- Использовать мультимедийные, казалось бы, более передовые технологии, чтобы поддержать вашего естественного конкурента - книгу... Знаете, в этом есть какое-то благородство. Спасибо вам.

- Конкурента? Нет, союзника. В жизнь духа вряд ли уместно вносить рыночные реалии.

Беседовал Федор ДУБШАН

↑ Наверх