Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

На призы «Вечёрки»

Стартует гонка за «Кубок Большой Невы»

По установившейся уже традиции в первую субботу первого осеннего месяца - а в нынешнем году это 6 сентября - состоится парусная гонка «Кубок Большой Невы» на призы газеты «Вечерний Петербург». В 2008 году этот Кубок разыгрывается уже в 60-й раз. Это старейшая в России «именная» парусная регата. Впервые яхтсмены вступили в борьбу за ее главный трофей 5 сентября 1948 года.

Отцом-основателем Кубка стал первый редактор газеты «Вечерний Ленинград» Владимир Соловьев. «Прекрасно, что у «Вечёрки» есть свой легкоатлетический пробег, - сказал он на одной из редакционных планерок летом 1947 года. - Но наш город - морской, и мы должны содействовать развитию водных видов спорта. Ленинград должны украсить массовые гонки гребцов, состязания парусных судов».

В то время гребцы обычно состязались на Малой Невке, а яхтсмены - в Финском заливе. И вот по инициативе редакции «Вечёрки» регата впервые была проведена в самом центре города, на самом красивом водном стадионе мира - в акватории Большой Невы, между Кировским (ныне Троицким) и Дворцовым мостами. А «трибунами» этого стадиона, полными заинтересованных зрителей, стали Дворцовая набережная и пляж Петропавловской крепости.

Первые соревнования на «Кубок Большой Невы» прошли 7 сентября 1947 года - однако в тот год соревновались только гребцы на ялах, шлюпках и вельботах. Яхтсмены присоединились к ним годом позже, 5 сентября 1948 года. С этого момента мы и ведем отсчет парусного «Кубка Большой Невы».

Тем более что именно тогда, в 1948 году, «Кубок Большой Невы» получил свое «материальное» воплощение - на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова были изготовлены пять фарфоровых ваз, покрытых росписью с невскими видами, которые вручались командам - победительницам в различных классах гребных и парусных судов. Причем яхтсменам доставалась лишь одна ваза - лучшей команде по совокупности результатов во всех классах парусников. Именно она до сих пор вручается победителям Кубка.

К середине 1950-х годов проводить регату на Большой Неве стало сложнее - с каждым годом там становилось все теснее от прогулочных судов. В последний раз регата прошла в соответствии со своим названием в 1955 году, а затем яхтсмены вернулись в Финский залив, где на траверзе Лахты выставлялась дистанция порядка 15 морских миль.

Впрочем, 27 мая 2003 года, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга в рамках «Кубка Большой Невы» в акватории перед Петропавловской крепостью прошла гонка парусников одного из самых красивых классов - олимпийского класса «Звездный». Старт гонки был дан ровно в 12.00, с полуденным выстрелом пушки крепости.

На заре розыгрыша Кубка яхт-клубов в городе на Неве было значительно больше, чем сейчас: увы, после массового закрытия яхт-клубов в начале нынешнего века их названия можно встретить только в протоколах регаты в числе победителей. Скажем, команда яхт-клуба «Энергия» выигрывала «Кубок Большой Невы» в 1953 году, «Трудовые резервы» - в 1959-м, яхтсмены ДОСААФ - в 1958-м...

Однако яхт-клубы, спортсмены которых чаще всего завоевывали «вечёркинский» Кубок, «идти на дно» не собираются. Это Речной яхт-клуб - 23-кратный обладатель «Кубка Большой Невы», яхт-клуб Университета водных коммуникаций, преемник «Водника», чьи спортсмены поднимали над головой почетный трофей 20 раз (между прочим, «водники» являются действующими победителями Кубка, завоевавшими его в 2007 году). И яхт-клуб ВМФ - за 60-летнюю историю Кубка военные моряки владели им девять раз.

Наряду со спортсменами-любителями в Кубке принимали участие и известные яхтсмены, участники чемпионатов мира и Олимпийских игр. Назовем Петра Гореликова - участника Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки в классе «Финн» - первой Олимпиады, на которой выступали советские спортсмены, и Бориса Хабарова, гонявшегося на «Драконе» на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Олимпийская традиция «Кубка Большой Невы» не прерывается и по сей день - братья Михаил и Максим Шереметьевы, представлявшие Россию и свой родной Санкт-Петербург на Олимпиаде-2008 в Пекине в классе «470», также неоднократно выступали в «Кубке Большой Невы», а Максим в 1999 году побеждал в классе «Оптимист».

В числе рекордсменов Кубка по числу побед - Владимир Логинов, ныне возглавляющий Санкт-Петербургский парусный союз. С 1983 по 2004 год он побеждал пять раз в четырех различных классах яхт.

С начала 1950-х годов в число организаторов гонки вошел Валентин Семёнов - выдающийся спортивный журналист, редактор отдела спорта «Вечёрки», большой поклонник парусного спорта, откликавшийся на каждую регату захватывающим репортажем. После его смерти прошлогодняя гонка была посвящена памяти Валентина Ивановича, а с нынешнего его имя увековечено в специальном Призе Валентина Семёнова, который вручается старейшему яхтенному капитану текущего розыгрыша «Кубка Большой Невы».

Кира БОБРОВА

От редакции. Кира Борисовна Боброва - ветеран ленинградского - петербургского парусного спорта, ответственный секретарь Санкт-Петербургского парусного союза. В «Кубке Большой Невы» участвовала практически ежегодно в 1960 - 1990-е годы в классе «Дракон», в последнее время - бессменный главный секретарь различных парусных соревнований, проводимых под эгидой СППС, в том числе и «Кубка Большой Невы».

↑ Наверх