Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Лучший дом Ленинграда

был построен на углу Фонтанки и улицы Пестеля

«Это один из лучших жилых домов Ленинграда». Такими словами охарактеризовал в 1947 году председатель президиума Академии архитектуры Лев Руднев только что построенное по проекту Евгения Левинсона в соавторстве с Андреем Грушке здание на углу улицы Пестеля и набережной Фонтанки.

В 1930-х годах стоявший на этом месте дом конца XVIII столетия снесли по причине его ветхости. Существовал оригинальный проект дома с башней, выполненный в стиле конструктивизма Яковом Рубанчиком, однако по ряду причин он был отклонен. Не в последнюю очередь из-за того, что такой дом нарушал силуэт набережной Фонтанки на столь ответственном участке исторического центра.

А через два года после победы в Великой Отечественной войне появился «один из лучших домов Ленинграда». И с этим утверждением архитектора Руднева (автора ансамбля Марсова поля) невозможно, да и не нужно спорить. В нем, поставленном на сохранившемся фундаменте, все гармонично. Он тактично вписан в исторический облик города - при том что архитектурное убранство его довольно строгое, особенно в сравнении с соседними домами-аристократами. Левинсоновское здание в то же время выглядит весьма монументальным. В нем чувствуется мощь государства, победившего в жестокой войне. Военная тема отражена и в медальонах, украшающих фасад. На них изображены профили советского воина, женщины - труженицы тыла и Нарвские ворота, которые символизируют ратную славу Отечества. Нелишне вспомнить, что Нарвские ворота часто присутствовали на плакатах периода войны и блокады.

Эти медальоны роднят «советский» дом с окружающими, украшенными фамильными гербами и различными медальонами, но одновременно выделяют его как памятник другой эпохи. И в этом тоже огромное достоинство архитекторов. В первую очередь, конечно, Евгения Левинсона, сущность творческой натуры которого тот же Руднев еще за год до постройки дома на улице Пестеля определил следующими словами: «Одна из самых существенных сторон его работ - это прежде всего искренность, та искренность, которая является основой для всякого искусства».

Принято считать, что архитектура - это застывшая музыка. Дом 1/12 у Пантелеймоновского моста - это мощный аккорд в неповторимой архитектурной петербургско-ленинградской симфонии.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх