Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

За Кубок «Вечёрки» боролись 80 экипажей

Юбилейная парусная регата «Кубок Большой Невы» на приз газеты «Вечерний Петербург» состоялась в минувшую субботу в Невской губе. Корреспонденту «ВП» удалось не только понаблюдать за гонкой, но и поучаствовать в ней. Для этого он на два дня записался матросом на яхту «Янка».

Как мы избавлялись от лишнего веса

Несмотря на то что метеорологи предсказывали в день гонки шквалистый ветер, к выходу в море готовились почти все яхтсмены морской столицы. Участвовать в этих соревнованиях считается за честь: чемпионат Петербурга, первой гонкой которого по традиции является командная регата «Кубок Большой Невы», закрывает навигацию.

Мало кто знает, что парусные состязания начинаются задолго до старта. И процесс этот трудоемкий и не менее ответственный, чем сами гонки. За несколько дней до времени «Ч» команда начинает проверять «вооружение» - целы ли паруса, такелаж?

Экипаж «Янки» не стал исключением. Эта яхта обычно стоит на Васильевском острове в яхт-клубе ВМФ. Гонки же должны были проходить вблизи Центрального яхт-клуба. Поэтому накануне капитан Иван Колесников перегнал ее на Петровскую косу. Где мы все вместе подняли ее из воды и очистили днище от наросшей грязи и водорослей. Поскольку всякого рода «зелень» накапливает влагу, это утяжеляет лодку и увеличивает силу трения между корпусом и водой, что, конечно, влияет на скорость яхты. Очистив днище, мы спустили «Янку» обратно в воду. Но подготовка на этом не закончилась. Работать пришлось до вечера.

Важно было максимально облегчить лодку, выгрузив из нее все лишнее. От экипажа поступило предложение оставить на берегу журналиста - как предмет в принципе бесполезный на яхте. Оно и понятно. Ведь лишний вес уменьшает скорость, а дилетантство «сухопутной крысы», которая не знает, куда сесть и что делать, грозит поражением. Но капитан, взяв с меня слово, что я не буду мешать команде, смилостивился и, улыбнувшись, пошутил: «Пойдешь в гонку. Заместо балласта».

Матросы поправляли такелаж...

В субботу все пришли на яхту к десяти утра. Вышли в Невскую губу. Состязания начинались в полдень. Страсти кипели еще до старта. Ведь очень важно, точно просчитав время, отсчитываемое судьями, рассчитать количество поворотов и первым пересечь заветную линию. Так, чтобы твои паруса перекрывали соперникам ветер, а не наоборот. А хорошее начало - половина победы.

Напряжение у экипажа не спадало до самого финиша. Со стороны не видно, но спокойные на берегу морские волки, командуя, нередко дают волю эмоциям. И только матросы знают, как капитан на пару с боцманом «причесывают» их за малейшее промедление на повороте или во время смены парусов.

Надо сказать, что для яхтсмена гонка - это череда поворотов. А дистанция - треугольник или петля на воде, ограниченные вехами и финишной чертой, - содержит в себе десятки смен галсов (галс - положение судна относительно направления ветра). И каждый такой поворот - сложнейшая процедура, в которой каждый член команды должен знать свое место и то, что он должен делать. Капитан управляет судном и командует, боцман следит за парусами, рангоутом (мачты, гики - то, что держит паруса) и такелажем (ванты, штаги, шкоты, фалы, брассы, топенанты, оттяжки - тросы, у каждого из которых свое предназначение). Каждый из матросов должен знать, какая из этих веревок (не дай бог, это слово вырвется у вас на борту яхты) в его «ведомстве» и что с ней делать при том или ином повороте с галса на галс. И поверьте, порядок действий очень сложный. В сотни раз сложнее, чем в спортивном автомобиле. Новичку и неучу на самом деле нечего делать на яхте.

Так что журналист на яхте - не лучше женщины на корабле. Поэтому мне оставалось сидеть в трюме, изредка высовывая оттуда любопытный нос, а временами исполнять роль балласта (что оказалось не шуткой), по команде усаживаясь то на правом, то на левом борту, то на баке. И благодарить членов экипажа, которые все-таки время от времени об меня спотыкались, за проявленное терпение.

А терпения им было не занимать, потому что сила ветра (кстати, в начале дня он был такой, какой нужен для нормальной гонки, - 5 - 7 метров в секунду), по мере возрастания раздувая паруса, превращает шкоты в неуправляемых, обжигающих руки змей, как бы их ни ограничивали блоками, стопорами, лебедками.

45 на 45

Гонка на «Кубок Большой Невы» была доброй. Первый отрезок пути от старта до первой вехи надо было традиционно идти против ветра, на языке моряков - в лавировку. То есть каждый галс - под сорок пять градусов. Боцман и матросы были сосредоточены на поворотах, манипулируя шкотами в тесном кокпите (пространство на палубе, где располагается экипаж). Причем под действием ветра на паруса в бейдевинд (галс в 45 градусов при встречном ветре) наклон палубы по отношению к плоскости воды тоже составляет порядка 45 градусов. В таких условиях у капитана сложнейшая задача - он должен рассчитать маршрут и, не потеряв в расстоянии и времени (вовремя скомандовать подготовку к повороту, вовремя повернуть), подвести яхту точно к вехе. К первой вехе подошли точно, направились ко второй. На этом отрезке пути ветер дул по ходу яхт. Шли под спинакером - легким парусом, поднимающимся только при попутных ветрах. А поворот с одновременным подъемом спинакера и опусканием стакселя или генуи (парус, крепящийся к штагу - переднему тросу, держащему мачту) - одна из сложнейших операций на яхте.

Я так часто говорю о сложности операций, потому что результат гонок для опытных яхтсменов обратно пропорционален количеству ошибок, допущенных экипажем во время манипулирования парусами, шкотами, фалами, брассами... Пройдя второй круг по такому же сценарию, «Янка» вышла на финишную прямую...

Результаты соревнований пока неизвестны. Дело в том, что одинаковых яхт, которые могли бы состязаться на равных, в яхт-клубах Петербурга почти нет. Поэтому организаторы соревнований собирают гоночные группы по примерно соответствующим друг другу водоизмещению и габаритам, производят обмеры, из разницы высчитываются коэффициенты, с помощью которых и определяется объективное место на пьедестале или под ним. В общем, система настолько сложная, что даже сами яхтсмены в ней не особенно разбираются и верят судьям на слово.

Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото автора и Натальи ЧАЙКИ

P. S. Победителей «Кубка Большой Невы» и чемпионата города объявят на празднике окончания навигации под названием «Паруса Большой Невы», который газета «Вечерний Петербург» совместно с Санкт-Петербургским парусным союзом устраивает 28 сентября в Центральном яхт-клубе на Петровской косе.

 

↑ Наверх