Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Гергиеву намекают

Западные СМИ не простили маэстро концерта в Цхинвале

«Дайте мне другую планету!» - эта фраза характеризует нынешнее состояние большинства русских, русскоговорящих и просто симпатизирующих России людей, обитающих в западных странах. Слова эти принадлежат собкору журнала «Эксперт» в Германии Сергею Сумленному. А другую планету он попросил после того, как прочитал в немецкой газете «Die Welt»... предложение о военном ударе по России, в том числе - немецкими войсками.

Впрочем, это лишь крайнее проявление той истерии, которая характерна для импортного информационного пространства последних дней и даже недель. Но все же верхом цинизма является не это. Чемпионство держат те СМИ, которые фактически попытались развязать травлю Валерия Гергиева после его концерта на развалинах Цхинвала. Гергиева обвинили в прославлении российской военной мощи и намекнули, что ему стоит ждать осложнений при организации гастролей Мариинского театра в Великобритании.

Отказано в праве на горе

Тон в попытке дискредитировать дирижера задала британская «Таймс». В первой публикации под заголовком «Валерий Гергиев - всегда в центре внимания» автор Ричард Моррисон подсластил пилюлю, назвав Гергиева самым известным маэстро в современном мире. Но тут же сам себя скорректировал, выстроив весьма впечатляющий негативный ряд: близкий друг Владимира Путина, самый влиятельный воротила мира искусства с завораживающей распутинской аурой и монаршей репутацией. А далее - сравнения с Леонардом Бернстайном, дирижировавшим на развалинах Берлинской стены, с Мстиславом Ростроповичем, прибывшим к Ельцину в осажденный Белый дом в 1991 году. И - упрек: «Ни один из этих деятелей искусства не был связан с политической элитой своей страны так тесно, как Гергиев с Путиным». Вывод, который должен сделать читатель: концерт в Цхинвале только и вызван что этой дружбой. Какое там горе, какая скорбь по жертвам!..

Однако, как выяснилось, только намеками в «Таймс» решили не ограничиваться: вдруг кто-нибудь их не поймет? И выдали на-гора настолько откровенный пасквиль, что его вполне можно считать приговором всей системе западных СМИ.

Автор спрятался - и не виноват?

Вторая публикация «Таймс» значится уже не авторским материалом, а редакционной статьей (http://www.inosmi.ru/stories/06/06/13/3482/243486.html). Это нечто вроде передовицы газеты «Правда» советских времен. Озаглавлена статья простенько и со вкусом - «Музыка и политика. Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии?». Написана в жанре политического доноса, который, как считалось до недавнего времени, в западных СМИ появиться не может по определению.
Пересказывать его не хочется, ограничусь цитатами.

«...Концерт, данный в Южной Осетии Валерием Гергиевым, главным приглашенным дирижером Лондонского симфонического оркестра, безусловно, навлечет на этого блестящего музыканта мирового класса обвинения в том, что он унижает свой талант. Поставив себя на службу пропаганде, прославляющей российскую военную мощь, он перешел черту, отделяющую искусство от политики, красоту от зверства. Дав концерт в честь завоевания, он превратил музыку в инструмент российской внешней политики... Гергиев освятил своим талантом то, что наша газета считает неоправданным актом войны, военным вторжением, вызванным империалистическими устремлениями. Свое мастерство музыканта он проявил, прославляя вооруженную агрессию Москвы».

Впрочем, Гергиев, по мнению «Таймс», в политических заблуждениях не одинок. Хорошо хоть компанию ему подобрали славную - Иегуди Менухина и Даниэля Баренбойма, которые «тоже запятнали себя». Один - примирением с немецким дирижером, игравшим для нацистов, второй - попыткой наладить сотрудничество израильтян и палестинцев.

Однако выяснилось, что клевета наказуема общественным осуждением. Читатели «Таймс» разбираются в серьезной музыке и вполне в состоянии отличить, скажем, оду «К радости» Бетховена от Ленинградской симфонии Шостаковича - как и заложенный в них смысл. Недаром посты блогеров, не согласных с редакционным мнением, на форуме «Таймс» быстро стали «банить», то есть не допускать к прочтению, - и авторы попытались излить свой гнев на ИноСМИ.ru.

Приведу лишь некоторые высказывания:

Buchgalter: Какая гадина эта редакционная статья! Гергиев посвятил концерт ПОГИБШИМ в Южной Осетии! «Вам - живым и погибшим. Тебе - Южная Осетия» - вот как назывался концерт! При чем тут прославление агрессии России?

Flanker: Геббельс долго крутился в своем гробу, наконец, не выдержал, отошел в сторонку и начал нервно курить.

Trick: Собственно, эта статья ничего нового не добавляет... Там, где у людей скорбь и оплакивание погибших мирных жителей, у англосаксонских придурков - «участие в пропаганде».

Andreas_Popandreas: С каких это пор успехи прославляются трагической музыкой?

Есть еще Сэры в английских селеньях

Явно неожиданно для «Таймс» за Валерия Гергиева вступился лорд Бэлл - член палаты общин британского парламента. И газета вынуждена была его письмо к главному редактору опубликовать:

«Сэр! Дмитрий Шостакович написал Седьмую симфонию во время войны для осажденного Ленинграда. Он родился в Санкт-Петербурге, потом переименованном в Петроград, затем в Ленинград, а ныне опять ставшем Санкт-Петербургом. Шостакович писал в то время: «Я буду защищать свою страну, и я готов не щадить ни жизни, ни сил, чтобы выполнить возложенную на меня миссию»... Премьера этой симфонии состоялась в Ленинграде 8 августа 1942 года. Для ее исполнения нужно было 80 музыкантов. Но из музыкантов Ленинградской филармонии одних уже не было в живых, другие сражались на фронте. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Музыкантам в Ленинграде выдали специальные пропуска, а также усиленный паек, их освободили от боевой службы. Они были так истощены, что с трудом находили силы для репетиций.

Дирижировал концертом Карл Элиасберг, который вместе с Шостаковичем учился в Ленинградской консерватории. Исполнение симфонии транслировалось по радио, эта музыка подняла боевой дух людей на всем пространстве Советского Союза. Затем эта симфония покорила весь мир.

Для Валерия Гергиева, осетинца по рождению (так в тексте письма лорда Бэлла. - Прим. ред.), чья семья до сих пор живет в тех местах, это несомненно было волнующим моментом: дирижировать Седьмой симфонией в исполнении оркестра петербургского Мариинского театра в Цхинвале, городе, пережившем нападение грузинских войск 9 августа 2008 года, - через 66 лет после того, как в Ленинграде состоялась премьера симфонии».

Что ж, приятно, что лордам - хотя бы некоторым - вранье и пляска на костях явно претят. Но в целом настрой британских СМИ это не изменило. Даже Би-би-си подключилась, несмотря на свою хваленую объективность. Нет-нет, в освещении самого события журналисты старались быть объективны - конечно, как могли. Но вот потом все сведения о собственных публикациях редакционная служба Би-би-си постаралась капитально скрыть - во всяком случае на русскоязычном сайте. В перечне ссылок по запросу «Гергиев» сведения о концерте в Цхинвале запрятаны... в сообщениях 2003 года - сразу после информации о конкурсе проектов на новое здание Мариинского театра. В общем, свобода слова в действии...

Марина ГЛЕБОВА

↑ Наверх