Газета выходит с октября 1917 года Sunday 7 июля 2024

Слезы на слоновьей щеке

Бетти погибла при первой бомбежке города

Одной из первых жертв блокады стала слониха Бетти. Смерть любимицы довоенного города стала предвестницей большой беды. Бетти погибла 8 сентября под бомбежкой.

О судьбе слонихи «Вечёрке» рассказала петербургский палеонтолог с мировым именем Нина Гарутт, дочь известного ленинградского палеозоолога профессора Вадима Гарутта, в чьем доме хранился череп этой легендарной слонихи. Теперь семейную реликвию хранит его дочь.

- Как я понимаю, слониха круто изменила историю вашей семьи...

- Да. Так случилось, что Бетти с самого начала определила судьбу моего отца. Это была удивительная слониха. Наверное, самая любимая у ленинградцев слониха за всю историю Зоопарка. Бетти попала туда из цирка. Поэтому была очень умной. Ухаживавший за ней служитель Сергей Буряк это понял. И они вместе показывали посетителям разные фокусы. Их номера дарили радость детям и взрослым. Последние же кидали в павильон монетки, поэтому у Бетти всегда были сладости, а у ее смотрителя - шкалик водки.

Мой отец тогда занимался в кружке юннатов Зоопарка. Он привязался к Бетти и подружился с ее смотрителем. И этим отношениям Вадим Евгеньевич посвятил всю последующую жизнь. Но это уже другая история.

- Чем же вашему отцу так понравилась Бетти?

- Он сам не мог понять. Но говорил, что она покорила его с первого взгляда. Мальчиком он даже из школы убегал в Зоопарк, чтобы побыть с Бетти. Буряк много рассказывал будущему палеозоологу о слонихе, упирая на то, что все ученые - теоретики. А он - практик. И он знает о слонах больше, чем они, в несколько раз. Она в свою очередь, кроме него, никого к себе не допускала. Маленького Вадима, когда он входил к ней, Бетти аккуратно лбом выталкивала. А вечно подвыпивший Буряк мог ночевать рядом с ней. Моего отца поражали эти трогательные взаимоотношения слонихи и человека.

- Что же было потом?

- Потом он вырос и пошел учиться - поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Потом началась война. Отец ушел на фронт, и живой Бетти он больше не видел. Ему мать, моя бабушка, написала о том, что слониха погибла во время бомбежки. Уже после войны он узнал, как все произошло.

- Это же была первая бомбежка города?

- Да. В этот день фашисты собирались уничтожить все продовольственные запасы Ленинграда. Кроме Бадаевских складов бомбили и Александровский сад. Там тогда стояли американские горки, из которых, когда началась блокада, сделали продуктовый склад. Немцы как-то узнали и об этом. К сожалению, территория Зоопарка располагалась вплотную к аттракционам, и ближе всех стоял слоновник, в котором жила Бетти. Очередная бомба упала совсем рядом. Рухнула крыша. Бетти завалило бетонными обломками. Кроме этого ее тяжело ранило осколками.
Ветеринар, женщина, не позволила персоналу Зоопарка освобождать слониху из-под завалов. Она боялась, что раненый зверь может нанести урон и людям. Мой отец говорил, что если бы он был тогда в Ленинграде, то не допустил бы этого.

- Так Бетти умерла не сразу?

- Нет, она три дня живой лежала под обломками. Сохранились фотографии: черный след от слез на слоновьей щеке. Когда Бетти скончалась, ее расчленили и похоронили рядом с Зоопарком.

- А как же у вас дома оказался ее череп?

- Отец после войны вернулся в Ленинград. Он писал диплом «Морфология кисти ископаемых слонов». И ему разрешили выкопать останки Бетти. Жители на месте захоронения слонихи уже разбили огороды. Отец дождался осени, выкопал череп и другие кости. По останкам Бетти он защитил диссертацию. Впоследствии он стал лучшим специалистом по монтировке скелетов ископаемых слонов. И тот шагающий мамонт, который стоит в Зоологическом музее, собирался под руководством Вадима
Гарутта.

Беседовал Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх