А область не может потянуть содержание уникального памятника
Петербург вкладывает и готов вкладывать деньги в реставрацию Гатчинского музея-заповедника
Инерция мышления велика. Если речь идет о культуре, скажем о взаимоотношениях чиновников и музейщиков, невольно ждешь знакомых выражений - «недофинансирование», «реставрация требует, но...», «проблема в том, что...». И вечных (вполне обоснованных) жалоб на «остаточный принцип», когда дело касается выделения денег на культуру...
В этом отношении пресс-конференция зампредседателя городского комитета по культуре Василия Панкратова и директора ГМЗ «Гатчина» Никиты Батенина явно выбивалась из привычной картины. И чиновник, и музейщик смотрели в будущее с оптимизмом.
Василий Панкратов сообщил журналистам, собравшимся в агентстве РосБалт, что вопрос о передаче музея-заповедника «Гатчина» из областного в городское подчинение может решиться в самое ближайшее время.
Что даст Гатчинскому музею переподчинение? Во-первых, уменьшится количество инстанций, с которыми надо согласовывать изменения, происходящие на территории музея-заповедника. Во-вторых, практически исчезнет возможность «отъема» заповедных земель под коттеджное и иное строительство. Казалось бы, прекрасная идея - построить в Гатчине театр на 600 мест. Но строят его рядом с жемчужиной русского зодчества - Приоратским дворцом. И конечно, выше дворца - так что напоминающий Швейцарию вид Приоратской долины с ее остроконечными соснами безнадежно испорчен. Ну и, конечно, то самое финансирование, о котором столько говорится... Город вкладывал, вкладывает и готов вкладывать деньги в реставрацию дворца и парка. Увы, область не может потянуть содержание уникального памятника архитектуры. Достаточно сказать, что из всех площадей, требующих реставрации, по словам директора ГМЗ, «отреставрировано чуть больше 16%». И вообще Ленинградская область в 2008 году собирается вложить 126 млн. рублей во все объекты культуры области, а Санкт-Петербург только на содержание ГМЗ «Гатчина» выделяет 190 млн. рублей, из которых на реставрацию пойдет более 55 млн.
Никита Батенин, директор Гатчинского музея-заповедника, с удовольствием перечисляет то, что все-таки сделано: «В последние три года мы впервые за долгое время открывали новые залы. Прежде всего это анфилада комнат Марии Федоровны, почти закончены работы в Парадной опочивальне». Действует церковь. В будущем году откроется красивейшая Греческая галерея. Отреставрированы, но пока закрыты для посетителей личные комнаты Александра III. А «планов громадье» включает полную реставрацию Арсенального театра, восстановление Арсенального дворика. Причем появятся в том дворике качели и карусели - и там, где когда-то резвились царские дети, с удовольствием покатаются и покачаются современные малыши.
И судя по всему, такие планы не пустой разговор. «Сегодня возможности бюджета Санкт-Петербурга таковы, что мы можем поддерживать те учреждения культуры, которые недостаточно финансируются федеральным бюджетом», - заявил Василий Панкратов. Он рассказал также, что ведутся переговоры и о передаче в ведение города двух театров - Театра «На Литейном» и Театра Сатиры на Васильевском острове. В планах - передача городу здания Цирка на Фонтанке. А вот с крепостью Орешек вопрос не столь ясен: на ее реставрацию средства потребуются громадные, и один город вряд ли такое потянет.
Проблемы, проблемы... Немало их и у Гатчинского музея-заповедника. К примеру, как очистить озера (особенно после не столь давнего прорыва сточных вод в Черное озеро)? Ведь гидросистемы - музейная и городская - едины. И как, скажем, отреставрировать уникальнейший Павильон Венеры, если после тщательных расчетов выясняется, что запланированные суммы придется увеличить в несколько раз?
Кстати, павильон уникален не только для России, но и для... Франции. Когда-то громадное впечатление на будущего императора Павла I произвела охота на оленя в Шантийи, которую во время пребывания наследника русского престола во Франции (июнь 1782 года) устроил для него принц Конде. «Ах, Боже мой, как это красиво!» - неоднократно восклицал Павел во время этой охоты. И Павильон Венеры - почти точная копия одного из павильонов Шантийи. Поскольку французский павильон не сохранился и известен нам только по гравюрам, его гатчинская копия-вариация приобретает особую ценность.
Среди проблем, с которыми приходится иметь дело директору ГМЗ, и проблема реституции. Увы, в послевоенное время почти сорок лет в здании дворца располагалось совсем не музейное учреждение. И уникальные фонды были распылены по многим российским музеям. Многое возвращается в Гатчину, но можно понять сотрудников провинциальных музеев, которые крепко держатся за то, «что в руки попало», и не хотят отдавать ценные экспонаты.
Вряд ли эти (и не только эти) проблемы исчезнут сами собой после передачи ГМЗ «Гатчина» городу. Но то, что и чиновники, и музейщики проявили завидное единодушие в подходе к решению музейных проблем, обнадеживает.
Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов