Могилу брюса и глиняные трубки
Находят археологи на территории Петропавловки
В сравнении с крупнейшими мировыми столицами - с вечным городом Римом, с Парижем, Лондоном, да и с Москвой - Петербург очень молод. И тем не менее земля, на которой он стоит, хранит в себе множество тайн. За три с лишним столетия, промчавшихся со дня основания нашего города, успел образоваться внушительный культурный слой.
О том, что скрывает земля Петропавловской крепости, корреспонденту «Вечёрки» рассказали специалисты, ведущие там самые настоящие археологические изыскания.
Бастионы возводили на насыпных грунтах
Наталья Петрова, ведущий научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга:
- В 1957 году Петропавловская крепость была передана нашему музею, и сразу начались крупномасштабные реставрационные работы. Одним из первых объектов стало Комендантское кладбище, где похоронены первые губернаторы Петербурга, служившие также комендантами Петропавловской крепости. Эти раскопки проходили под руководством уникального специалиста Александра Грача. При нем было сделано много интересных открытий. Например, никто не знал, где именно похоронен такой яркий человек Петровской эпохи, как Яков Брюс, первый комендант Петропавловской крепости, ученый и, как говорили, черный маг. Найти его могилу было сложно, потому что захоронения XVIII века оказались на нижнем ярусе, были сняты надгробные плиты... Грач начал первые полноценные исследования, когда останки из обнаруженных захоронений отправляли в Этнографический музей, чтобы идентифицировать их. Так было идентифицировано захоронение Брюса.
И все же в то время новая археология еще не воспринималась как наука. Считалось, что археологи имеют дело с древностью, что это в основном Египет, Греция, Древний Рим, отчасти Средневековье. Но никак не XVIII век. Так что Александр Грач - основоположник новой археологии.
После 60-х годов археологические исследования на территории крепости не проводились. В конце 70-х годов у нас меняли коммуникации. Когда прокладывали трубы, в Нарышкином бастионе обнаружили останки деревянной конструкции. Пригласили археологов, они вскрыли, и оказалось, что это - дерево-земляная крепость, самая первая, которая была построена в 1703 году. То есть та крепость, которую мы сейчас видим, начала строиться позже, в 1706 году. Строительство продолжалось до конца 1720-х. За это время несколько раз менялась конфигурация самой крепости, она получила более правильные формы, была сдвинута в сторону Невы, то есть метров на тридцать, был сделан насыпной грунт, и на этом насыпном грунте построены Трубецкой бастион, часть Нарышкина бастиона и небольшая часть Государева бастиона. Они были на насыпном основании.
С тех пор и вплоть до 2006 года исследований не было. Пока не были начаты работы по замене всех коммуникаций и приглашены специалисты для ведения археологического мониторинга. Это - не раскопки, а скорее исследования как таковые, но с археологическим сопровождением. Работы ведутся достаточно долго. В ходе наших исследований были найдены очень интересные конструктивные элементы, целые старые здания, которые до нашего времени не сохранились, открывались конструкции начала XVIII столетия. Мы соприкоснулись с началом нашего города, с тем, что прежде никто не мог увидеть.
Во времена Петра Великого в моде были голландские трубки
Владимир Кильдюшевский, научный сотрудник Института истории материальной культуры Академии наук, руководитель археологической экспедиции, которая ведет работы в Петропавловской крепости:
- Согласно закону об охране памятников все масштабные работы по реконструкции на территории исторической части города должны сопровождаться археологическими наблюдениями за земляными работами. Масштаб этих работ впечатляет: почти 30 000 квадратных метров! И наша группа проводит наблюдение за снятием грунта для мощения, за прокладкой электрокабелей, канализации и так далее. Мы работаем с ноября 2007 года. Уже накоплен большой материал по стратиграфии крепости, теперь мы более или менее представляем, каким был остров в самом начале его освоения, когда сюда впервые пришли строители, как изменялся культурный слой, как он нарастал, какие строились здания. Да, конечно, есть достаточное количество архивных материалов и чертежей. Но оказалось, что целый ряд построек на этих чертежах не показан. Наша работа помогла выявить строительные остатки разного времени: от XVIII века до начала XX века, уточняем их планировку. В результате можно будет откорректировать целый ряд чертежей прошлых столетий.
Мы собрали очень большой археологический материал - начиная с XVIII века. В основном это вещи разбитые, выброшенные или потерянные обитателями крепости. Но так как крепость - все-таки не город, не жилой район, то здесь, конечно, бытовых предметов сравнительно мало. Чаще всего мы находим гвозди, скобы, то есть материалы, использовавшиеся при строительстве крепости, а также большое количество фрагментов керамики. Это остатки горшков, кувшинов, мисок, строительная керамика, черепица, целая коллекция кирпичей разного времени, начиная с кирпичей из Петропавловского собора и кончая кирпичами второй половины XIX столетия с клеймами. По ним можно установить, откуда привозился сюда кирпич, с каких заводов, кто ими владел и так далее. Самые интересные находки были сделаны в самых нижних слоях крепости - в так называемом предматериковом слое. Найдены фрагменты кожаной обуви, различные деревянные изделия, которые, к сожалению, сохраняются довольно плохо. Большое количество фрагментов глиняных курительных трубок, так называемых голландских, которые на Руси ввел в моду Петр Первый.
Попадаются монеты, но пока не много, потому что мы не ведем планомерные раскопки. А еще найдена железная лопата - одна из тех, с помощью которых строилась Петропавловская крепость.
Подготовила Виктория АМИНОВА
Фото автора и Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов