Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

О медведях и медведах

Художники обновляют имидж символа России

В Выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников  открылась выставка художников-карикатуристов «Превед медвед, или Утро в Сосновом бору».

Кто-то истоком этого движения назовет Шишкина. Кто-то - Комара и Меламида с их русской национальной картиной, где Христос проповедует медведю. Пользователи Интернета знают картинку Джона Лури, открывшую тему «Превед медвед».

Но художники, участники выставки, полагают, что корни кроются много глубже. Карикатурист Владислав Бугаев глубоко научно объяснил причину, по которой датой открытия выставки было назначено 25 марта:

- Известно, что в доисторические времена на территории всей Европы существовал культ медведя. Медвежий праздник отмечался именно 25 марта, потому что в это время медведь выходил из зимней спячки. В Древней Греции праздник был посвящен медвежьей богине Артемиде и назывался «комедия». У славян праздник назывался «комоедицы» - тем же самым словом. Так что получается, что медведь - тотемное животное юмористов, стало быть, и наше. Сейчас мы хотим сохранить эту выставку на ближайшие 4 года, отслеживать и творчески реагировать на все происходящее в нашей стране с медведями.

В открытии выставки приняла участие и Татьяна Соломатина, пресс-секретарь Зоопарка. Она была в медвежьем костюме.

- Мы не могли пройти мимо такого события. Хотя, конечно, в этом году международный день медведя вряд ли состоится - в такую погоду зверь не выйдет из берлоги. Но наша питомица Варвара спит некрепко, периодически выходит на воздух. Ей уже немало лет.

Наконец, речь зашла и о том, что, собственно, за выставка открывается.

Организатор и художник Марина Бондаренко поблагодарила Бога за то, что он дал сил организовать экспозицию. Потом поблагодарила спонсоров и коллег, избранного президента - за его счастливую фамилию Медведев, фестиваль «Берлинале» и свою маму - «за то, что она в детстве купила плюшевого медведя, набитого опилками. Он до сих пор живет в подвале с оторванной рукой».

Участники выставки периодически группировались у рояля и снова и снова пели песенку о том, как медведь зимой, «шагая через мост, наступил лисе на хвост».

Заканчивалась песня тем, что медведь «доволен неспроста, что родился без хвоста». Пели довольно весело.

Карикатурист Евгений Осипов стоял около своей  композиции -  огромного картонного медведя, подвешенного к потолку. Он изложил свой взгляд:

- Всем известно, что у нас по улицам гуляют медведи. А теперь они и по Кремлю ходят. Раз медведь - царь зверей, как и лев, и вообще олицетворение могущества и власти, - хотелось бы с ним вступить в некоторое взаимодействие. А ему наступили на ухо, и слышит он нас плохо. Поэтому я хотел своей композицией поддержать гражданственность. Чтобы мы могли докричаться до этого высокого зверя - а то ведь не слышит, что с ним ни делай!

И художник с силой дернул за еловую шишку, привешенную у картонного медведя между нижних лап. Тросы натянулись, клочья картона упали на пол, и царственный зверь опустился чуть ближе к земле.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх