Газета выходит с октября 1917 года Friday 11 апреля 2025

Уважаемый коллайдер!

На «чеканку» кольцевого адронного калориметра пошли латунные гильзы с орудийных складов Балтийского и Северного флотов

На днях вся планета буквально ловила сообщения из Швейцарии, где группа ученых провела пробный запуск Большого адронного коллайдера (БАКа), который должен был приоткрыть тайны образования Вселенной. Наша газета попросила прокомментировать это событие генерального директора петербургского Центрального научно-исследовательского института материалов (ЦНИИМ) кандидата технических наук Павла ПЕТРОВА. Вот что ответил нам ученый.

- В мире, пожалуй, не изменилось ничего, если не считать, что изменилось почти все. Запуск коллайдера (стоившего, кстати, до 80 миллиардов долларов) открыл целую эру в развитии земной цивилизации. По своему значению его можно сравнить с полетом человека в космос или с пуском первого ядерного реактора. Ведь не секрет: все тайны материи приходится в прямом смысле выбивать из Природы. Так, чтобы поймать «божественные бозоны» (мало изученные элементарные частицы), физики вынуждены были сталкивать друг с другом протоны на скорости, близкой к световой. И... ловить осколки.

Всё эпохальное мероприятие осуществляли четыре огромных детектора. Одному «поручили» бозоны Хиггса, второму - кварк-глюонную плазму (ту субстанцию, какая, очевидно, заполняла Вселенную сразу после ее рождения), третьему - антивещество; четвертый призван был искать новые, доселе неведомые элементы микромира.

Самый крупный из этих приборов мог бы занять половину собора Парижской Богоматери, а в самом тяжелом так много железа, что оно превосходит металлическую массу Эйфелевой башни.

Исследователи рассчитывают когда-нибудь обнаружить давно разыскиваемые частицы, которые способны дать относительно полное представление о сути материи. Не исключено, что в будущем возможны грандиозные открытия наподобие признаков новых измерений. А физики намечают создать машину, которая сможет развить достигнутый успех. Например, десятикратное расширение энергетического диапазона БАКа резко повысит точность первых, весьма грубых «карт», построенных на основе нынешних данных.

Поясню мысль: продвигаясь по шкале энергий от единиц электронвольт (ЭВ) до терадиапазона, мы, люди, удаляемся от знакомого нам мира и попадаем в иные сферы знаний - от химии и электроники твердого тела до ядерных реакций (измеряемых уже миллионами электронвольт). А затем оказываемся на «территории», которую специалисты по физике частиц изучали во второй половине XX века (здесь владычат энергии в миллиарды ЭВ). Ну а в конце путешествия к терадиапазону мы, будем надеяться, постигнем, из чего, собственно, состоит наш организм и на основании каких всеобщих законов функционирует наш мир. То есть, подобно кольцевому ускорителю, люди пройдут по замкнутому кругу.

Столь серьезный прорыв позволит разрабатывать материалы для того, чтобы конструировать ракетную технику дальнего действия, где вопросы сверхскоростей и сверхсопротивления нагреву и деструкции покрытий будут решаться на практике. К этому причастны и сотрудники нашего ЦНИИМа, выпускающего средства для изделий, которые используются в запредельных условиях энергетических и кинетических напряжений. Среди 700 российских физиков из 12 федеральных научных центров, участвовавших в создании и запуске Большого адронного коллайдера, не было представителей нашего института, однако косвенное участие в изготовлении одного из четырех детекторов - CMS (кольцевого адронного калориметра) - мы все-таки принимали. Этот аппарат, предназначенный для определения энергии попадающих в него частиц, состоит из двух слоев - латуни (металла-поглотителя) и сцинтиллятора (очень полезного вещества, которое светится при попадании частиц). Любопытная деталь: на «чеканку» кольцевого адронного калориметра пошли латунные гильзы с орудийных складов Балтийского и Северного флотов, отлитые в свое время по технологии ЦНИИМа. И в этом есть некая символика. Ведь Большой коллайдер, прогремевший на всю планету, похож на кольцо. Но оно отнюдь не замкнулось. Просто начался очередной, величественный виток в познании окружающего мира.

Подготовил Иннокентий ВНЕШНИЙ

↑ Наверх