Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Алексей Мухин: Украина напоминает больного в эпилептическом припадке

20 февраля объявлено на Украине днем траура

18 февраля в Киеве и других городах Украины вновь вспыхнули вооруженные столкновения между властью и митингующими. На Липской улице столицы республики около 2000 сотрудников «Беркута» атаковали демонстрантов. Протестующие захватили офис Партии регионов. Митингующие в Мариинском парке подожгли одну из палаток сторонников Партии регионов. Оппозиция начала возводить баррикаду на углу Шелковичной и Институтской, напротив грузовых автомобилей, которые блокируют проход в парламент.


Сторонники «регионов» возле Рады призывали спецназ силой разогнать Майдан.

В штаб Партии регионов летели «коктейли Молотова» и камни.

19 февраля в Верховной раде планировали рассмотреть изменения к Конституции и вернуть ее к редакции 2004 года, что автоматически превращало бы страну в парламентско-президентскую республику и ограничивало полномочия президента. Однако спикер Владимир Рыбак объявил, что в раде нет согласованного законопроекта. Это и вызвало новую волну насилия.

Киев окутан дымом: горят покрышки, звучат взрывы петард и светошумовых гранат.

Жертвами беспорядков, по официальным данным, стали 26 человек, 9 из них — сотрудники правоохранительных органов, около двухсот человек ранены.

Боевики захватили здания Главпочтамта и Гостелерадио. Служба безопасности Украины объявила о проведении в стране антитеррористической операции.

Есть ли шанс остановить беспорядки? Услышат ли друг друга те, кто находится по разные стороны баррикад? На эти вопросы отвечает известный политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин (на фото).

Фото: polit-info.ru

— Алексей Алексеевич, все соглашаются, что огонь гражданской войны на Украине надо незамедлительно потушить. Но никто не говорит: как? Ваш рецепт?
— К сожалению, это еще не эндшпиль. На Украине сейчас происходит эмоциональный взрыв, который носит искусственный характер. Этот взрыв стал возможен из-за того, что Виктор Янукович попытался договориться с другими лидерами оппозиции. Ведь в последнее время возникла «опасность» того, что Янукович договорится с Яценюком, Кличко и Тягнибоком. Это совершенно точно не понравилось тем полевым командирам, которые сейчас являют собой олицетворение уличного протеста, по сути хозяйничают на майдане. Иной реакции, кроме радикализации протестов на майдане, ожидать не приходилось, тем более что Виктор Янукович соблюдает договоренности, которые он достиг с членами правительства, и прекратил преследование протестующих. Этим и воспользовались боевики — они развязали уличную войну (я бы поостерегся называть ее гражданской войной) с непременными жертвами со стороны правоохранительных органов, чтобы спровоцировать акции насилия и по большому счету заставить Виктора Януковича выйти из политического поля и вернуться к силовым методам решения конфликта.

— Сообщается, что власти готовятся к штурму, оппозиция тоже готовится к боевым действиям...
— У украинских властей сейчас нет иного выхода, как подавить радикальные элементы, которые по сути начинают гражданскую войну. Это конституционная обязанность украинских властей. Если они этого не сделают, то завтра Януковичу можно будет уезжать в Россию или другую страну, в которую бы он хотел уехать.

— Кто же, на ваш взгляд, выйдет победителем — нерешительный Янукович или решительный майдан?
— Я не буду гадать. Но хочу заметить, что Януковича ни в коем случае нельзя назвать нерешительным, потому что украинский президент ведет свою игру, которая на данный момент успешна, ведь Виктор Янукович — единственный легитимный политик на территории Украины, который представляет единство страны. И он имеет самые хорошие позиции перед президентскими выборами 2015 года. И именно это злит оппозицию, особенно радикальную ее часть.

— Алексей Алексеевич, не кажется ли вам, что с молчаливого согласия западных политиков ситуация принимает неуправляемый характер и на Украине в ближайшее время произойдет антиконституционный переворот?
— Наоборот: ситуация в значительной степени носит характер управляемого хаоса. И управляется эта ситуация, к сожалению, из-за пределов Украины — с территорий Евросоюза, США и России. Именно поэтому выход состоит только в одном: когда все эти страны — Украина, Россия, Евросоюз и США — наконец-то договорятся. До этого момента Украина обречена на перманентное состояние распада, в котором она сейчас находится и уже напоминает лоскутное одеяло.

— Тем не менее Россия молчит...
— Россия не молчит, она ведет усиленную дипломатическую работу в этом направлении. Любое движение в публичном поле — от России к Украине — будет интерпретировано как попытка вмешательства во внутренние дела. Несмотря на то что западные политики уже давно днюют и ночуют на украинской территории…

— …И даже оскорбляют коллег, как это сделала Виктория Нуланд, обругав Евросоюз. И все-таки будет ли война запада с востоком? Правительство Крыма заявило, что готово защитить мир на полуострове...
— Речь идет о войне официальных властей с террористами. Все. Точка.

— Но есть ли шанс сохранить единство страны? Ведь националисты из экстремистских организаций «Свобода» и «Правый сектор» объявили всеобщую мобилизацию и призывают людей с огнестрельным оружием выходить на баррикады…
— Шанс сохранить страну есть: нужно подавить радикальные элементы и провести политическую реформу.

— Не выльются ли события на Украине в националистические погромы в стране?
— Обязательно выльются. Собственно, уже вылились. Я это прогнозировал еще месяц назад. И к сожалению, мой прогноз подтвердился, но я этому, конечно, не радуюсь.

— События на Украине часто сравнивают с событиями в Югославии. Расколется ли Украина? Повторит ли Янукович судьбу Милошевича?
— Я не стал бы сравнивать Украину с Югославией, потому что это совершенно иные географические, политические условия, в которых находилась Югославия и находится Украина как субъекты международного права.

— По опросу ВЦИОМа, проведенному в начале февраля, 56% россиян считают, что массовые протесты завершатся в скором времени. А вы как думаете, когда ситуация стабилизируется?
— Я не ориентируюсь на общественное мнение по таким тонким вопросам, особенно когда это связано с внешними факторами третьих стран, которые часто диктуют, что происходит в той или иной стране, независимо от воли ее руководства. Я полагаю, что даже если Виктору Януковичу удастся перевести конфликт в политическое русло, то в течение двух-трех лет на Украине будет вестись партизанская война — как это было после Победы в 1945 году, когда из лесов выковыривали бандеровцев. Сейчас будет то же самое.

— И все-таки как будут развиваться события — удастся успокоить майдан?
— Никто этого сказать не может. Украина сейчас напоминает больного в состоянии эпилептического припадка. Поэтому ни о каком спокойствии и оптимистическом прогнозе не может идти речь. Причем до этого эпилептического припадка Украина довела себя сама.

↑ Наверх