20 лет без СССР
Августовский путч 1991 года стал точкой развала огромной державы
«Вечёрка» была единственной газетой в городе, которая могла рассказать правду о путче вечером 19 августа 1991 года. Но ей не дали этого сделать
Эта дата — 19 августа 1991 года — уже давно принадлежит истории. Двадцать лет прошло с того времени, как была совершена попытка государственного переворота. И как это обычно водится, в отсутствие ее лидера — президент СССР Михаил Горбачев с супругой Раисой Максимовной отдыхал в Крыму, на даче в Форосе. Консервативные силы в руководстве страны тогда были не согласны с реформами, с перестроечным курсом Михаила Горбачева, считая его гибельным для СССР. По их мнению, страна скатывалась в хаос, появились экстремистские силы, желающие «взять власть, валяющуюся под ногами». И все это — на фоне недовольства граждан, уставших от бесконечных очередей за всем и вся, от инфляции, от неуверенности в завтрашнем дне…
И тем не менее большинство советских людей (112 млн. человек, то есть 76%!) на референдуме в марте 1991 года проголосовали за сохранение СССР. Верховный Совет СССР решил, раз «судьба народов страны неразделима», рекомендовать президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик подписать новый Союзный договор и ускорить разработку проекта новой Конституции СССР. И такой договор — не о сохранении обновленного СССР, а об образовании Союза Суверенных Государств — планировалось подписать в Ново-Огареве 20 августа.
Август 1991 года. Танки на Красной площади. Фото: ИТАР-ТАСС
Силовики посчитали это предательством. Накануне подписания нового договора, 19 августа 1991 года, в Москву ввели войска и было объявлено о создании ГКЧП — государственного комитета по чрезвычайному положению. В его состав вошли первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков, министр обороны СССР Дмитрий Язов, вице-президент СССР Геннадий Янаев.
О том, что в стране произошел переворот, народ догадался еще до объявления о введении чрезвычайного положения: телевидение бесконечно крутило классику — балет «Лебединое озеро», по радио передавали грустную музыку…
Итак, в стране вводилось чрезвычайное положение на 6 месяцев, приостанавливалась деятельность оппозиционных КПСС политических партий, движений, была введена жесткая цензура в СМИ, некоторые издания запрещены. Все газеты напечатали обращение ГКЧП к советскому народу. «Государственный комитет по чрезвычайному положению полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса», — говорилось в документе.
В тот же день, 19 августа, президент РСФСР Борис Ельцин заявил, что силовые методы неприемлемы, они дискредитируют СССР, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции Советского Союза. «Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет (ГКЧП). Соответственно, объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета», — обратился к гражданам Борис Ельцин.
Борису Ельцину вместе с вице-президентом Александром Руцким, председателем правительства Иваном Силаевым и и. о. председателя Верховного Совета Русланом Хасбулатовым удалось организовать сопротивление и взять под контроль ситуацию в Москве.
Путч продержался три дня. 21 августа члены ГКЧП были арестованы, в Москву вернулся из Фороса Михаил Горбачев. 23 августа он подписал указ о роспуске КПСС, а заодно и о роспуске союзного кабинета министров. Распущен был и Съезд народных депутатов СССР (на период до заключения нового союзного договора между республиками его функции стал выполнять Верховный Совет СССР). А прибалтийские республики наконец-то официально стали независимыми.
Что касается других братских республик, то они взяли «суверенитета столько, сколько хотели» и фактически перестали подчиняться Москве.
Основных заговорщиков арестовали вместе с соучастниками и сочувствующими, среди которых было много известных имен — председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, замминистра обороны СССР Валентин Варенников, члены Политбюро ЦК КПСС Олег Шенин и Юрий Прокофьев, заведующий общим отделом ЦК КПСС Валерий Болдин, начальник охраны Горбачева Владимир Медведев, начальник охраны резиденции Горбачева в Форосе Вячеслав Генералов, первый зампред КГБ СССР Гений Агееев. Их судили.
Маршал Ахромеев и министр МВД Борис Пуго не дожили до суда — они покончили жизнь самоубийством.
И хотя официальной датой прекращения существования СССР считается 26 декабря 1991 года, фактически точкой развала огромной державы стали августовские события 20-летней давности. О них мы сегодня и вспомним.
Подготовила Людмила КЛУШИНА