Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

У него была добровольная диктатура

28 сентября исполнится 95 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова

В этот день к его могиле в Некрополе мастеров искусств придут те, кто его знал, кто с ним работал и был счастлив оттого, что общался с этим уникальным человеком - человеком-театром, который не только создал легендарный БДТ, но и сам был легендой при жизни... Он родился в Петербурге в 1913 году, однако на надгробии в Некрополе начертана совсем другая дата: 28 сентября 1915 года... Все потому, что он закончил школу в 15 лет и родителям пришлось «прибавить» ему два года, чтобы он начал учиться в вузе. И он проучился-таки два года в Тбилисском железнодорожном институте, где отец его работал завкафедрой эксплуатационного факультета, а потом поступил в ГИТИС. Одна из легенд гласит, что он был недоступным, мрачным, как будто сделанным из стали, но на самом деле он был мягким и очень добрым человеком всю свою жизнь... Сестра Георгия Александровича, его испытанный друг и помощник Натэла Александровна Товстоногова, вспоминает о том времени с ностальгией - это были годы расцвета БДТ, время расцвета и мощи таланта ее брата - Георгия Товстоногова - и мужа - Евгения Лебедева.

- Натэла Александровна, говорят, вы были самым строгим критиком и советчиком...

- Это была повседневная жизнь - мы все время общались, говорили, обсуждали... Вообще у меня была задача говорить о том, что не нравится, а что хорошо - и так было ясно. Может, иногда перебирала - был случай, когда на меня напали за это, но комплиментарность дома, по-моему, неуместна...

- Рассказывают, что репетиции проходили у вас на кухне...

- На кухне не репетировали никогда! И Георгий Александрович, и Женя никогда не репетировали дома. А вот пьесы читали, и много, но это ничего общего с репетициями не имело.

- Артисты вспоминают, что еще в молодости Георгий Александрович как-то сразу производил впечатления мэтра...

- Да, он всегда выглядел старше своих однолеток...

- ...И почему-то все, кто его знал, говорят о нем только взахлеб...

- Очевидно, он обладал какой-то силой - силой обаяния, живости особой, был прекрасный рассказчик.

- Евгений Алексеевич и Георгий Александрович разыгрывали друг друга, наверное, и над вами подшучивали...

- Женя очень любил розыгрыши, на которые Георгий Александрович радостно реагировал. А Георгий Александрович очень любил анекдоты и с упоением их рассказывал. Георгий Александрович всегда вспоминал анекдот только в связи с какой-нибудь ситуацией, рассказывал и грузинские анекдоты, но реже - не все понимали грузинский язык.

- Часто ли Евгений Алексеевич разыгрывал Георгия Александровича?

- Они больше на мне концентрировались. Но был один знаменитый розыгрыш - действительно смешной. Я поздно засыпаю, и под утро сплю крепко. Вдруг Женя меня ночью будит и говорит: «Ой, Додошка, извини, ты меня прости, я что-то должен тебе сказать». Я говорю: «Слушай, спать хочу, потом скажешь...» А он: «Нет, что ты! Я спать не могу, переживаю». - «А что случилось?» - «Наш Алешка не от тебя!» Вы представляете? Я со сна немедленно стала кричать: «От кого, от кого, немедленно скажи, от кого!»

Отношения между ними дома были очень хорошие, хотя в театре бывали и конфликты: у Евгения Алексеевича был непростой характер, такое стремление к максимальному результату...  Но домой творческие конфликты из театра не приносились.

- Были ли советы, которые вы дали, а к ним не прислушались, о чем после пришлось жалеть?

- Это было с пьесой Арбузова «Иркутская история». Я Георгию Александровичу говорила, что это не его пьеса. А Дина (Дина Морисовна Шварц, завлит БДТ. - Л. К.) уж очень уговаривала, и получился очень помпезный спектакль, который мне лично не понравился, хотя играли все очень хорошо и пьеса имела зрительский успех. А я знала, что это было не его, - сентиментальность ему была противопоказана. И после сказала: «Напрасно ты меня не послушался». И он согласился.

- Отношения Георгия Александровича с чиновниками уже стали притчей во языцех...

- У него были очень тяжелые отношения с Романовым, со всякими неприятными последствиями. А когда три-четыре дня спустя после смерти Романова мне позвонили с нескольких телеканалов и попросили рассказать об отношениях Георгия Александровича с главой Ленинградского обкома, я подумала: пока он был жив, никто не звонил, теперь он умер, а мне звонят. Я, конечно, отказалась, потому что посчитала: человек только что умер и бестактно о нем говорить, ведь я ничего положительного не могу сказать - он много здоровья испортил моему брату. Вот если бы они мне позвонили, когда он был жив, то, может быть, мы все бы узнали, что, собственно говоря, заставляло его прослушивать всю квартиру, ездить за Георгием Александровичем на машине и вообще просто на очень опасном уровне его преследовать.

- Неужели круглосуточно квартиру прослушивали?

- Я услышала это собственными ушами в передаче об Андропове - человек, который у нас занимал второе место в КГБ, сказал, что вся наша квартира прослушивалась 24 часа в сутки. Может быть, к счастью, что Георгий Александрович этого не знал.

- Татьяна Доронина вспоминала, что не могла прийти на репетицию неподготовленной, поэтому всегда была готова к роли...

- Это он называл «добровольной диктатурой». Театр иначе существовать не может - распадется.

- А нынешний БДТ, на ваш взгляд, сохраняет традиции того, легендарного театра?

- Нет, прошло уже много лет... Лавров какое-то время сохранял спектакли Георгия Александровича, но артисты уходили - и спектакли вместе с ними. Сейчас там Темур Чхеидзе - Георгий Александрович пригласил его поставить «Коварство и любовь», а потом уже Кирилл Юрьевич стал с ним договариваться - вначале о постановках, а затем предложил Чхеидзе стать главным режиссером театра. Кстати, его последний спектакль, «Дядюшкин сон», мне кажется, очень понравился бы Георгию Александровичу.

- Многие отмечают, что Георгий Александрович был человеком бескомпромиссным, мог даже закричать, но быстро отходил...

- Конечно, он мог возбудиться, но это не был вражеский крик. Он абсолютно был незлопамятен, и никогда у него не было распределения ролей по своей симпатии или антипатии. Это сейчас вошло в моду, а у него этого не было совершенно.

- Натэла Александровна, у вас хоть и не было должности в театре, но вы весь процесс наблюдали...

- У меня было пять мужчин - и я не могла работать в театре, тогда, знаете, время не то было, чтобы держать домработницу. Но я видела все спектакли БДТ, а когда могла - и репетиции. И тот, который можно было бы смотреть много раз, и он никогда не надоедал, - «Холстомер». А еще я любила смотреть «Варваров» - там тоже все очень хорошо играли.

- А сейчас вы в театре часто появляетесь?

- На премьеры почти всегда хожу. И могу сказать, что пошлости и заманивания зрителя там нет: Чхеидзе этого не делает и, мне кажется, делать не будет.

- Как вы относитесь к тому, что Георгия Александровича критики часто называли театром-монархией?

- Нет, у него была добровольная диктатура. И это не пустая фраза, потому что он умел вовлекать в работу всех и сам до ночи работал, умел также заражать желанием делать хороший спектакль. А добровольная диктатура - это не монархия, это неправильное выражение.

- И последний вопрос. Нас с Грузией всегда связывали очень дружеские отношения, интересно, как бы Георгий Александрович отнесся к тому, что сейчас происходит между двумя странами?

- Думаю, он бы очень огорчился.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

Фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх