Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Кто вызволит наших моряков?

В Петербурге на этот вопрос ответить не могут

Как уже сообщалось, несколько дней назад у побережья Сомали в плен к пиратам попал экипаж команды украинского судна «Фаина», которое следовало из Украины в Кению и перевозило военную технику. Экипаж состоял из украинцев, литовцев и троих россиян - жителей Петербурга. Один из петербуржцев, капитан Владимир Колобков, умер на следующий день после захвата судна - у него не выдержало сердце...

Сухогруз находится в нескольких километрах от сомалийского побережья, его окружили пиратские судна. За свободу людей требуют выкуп - около пяти миллионов долларов. Деньги должна уплатить украинская сторона, которой принадлежит корабль. Теперь судьба людей зависит от того, готово ли это государство выложить такие деньги за «посудину» 1973 года выпуска и за «бэушные» танки, находящиеся на ее борту.

«Фаина» шла под флагом государства Белиз в кенийский порт Момбаса. Захватчики сразу же предупредили, что в случае попытки силового освобождения экипажа или груза заложники будут убиты. Сначала сомалийцы потребовали за «Фаину» 35 миллионов долларов. Но уже в субботу они снизили свои требования до 5 миллионов. Деньги, в общем-то, не такие большие - если говорить о жизни двадцати моряков. Но надежды на то, что пленников выкупят, как выясняется, довольно призрачные.

-Так как судно захвачено в международных территориальных водах, ответственность за застрахованный груз полностью лежит на судовладельце, - заявили нам в Северо-Западном филиале Союза российских судовладельцев. - Лично мы не занимаемся вызволением моряков, не знаем, через какие каналы они вообще попали на этот корабль... Этим занимается Российский профсоюз моряков - если моряк состоит в этом профсоюзе, они обязаны его защищать.

Мы связались с руководителем пресс-службы Российского профессионального союза моряков Ириной Устюменко, которая пояснила, что «на данный момент моряки с захваченного у берегов Сомали судна за помощью в профсоюз не обращались».

На вопрос, являются ли петербуржцы с «Фаины» членами Российского профсоюза моряков, госпожа Устюменко ответила примерно так: «Сказать пока не можем, потому что они нанимались через иностранную фирму и поэтому могут и не быть членами нашего профсоюза... Если они к нам обратятся за помощью через представительства Международной федерации транспортных рабочих (они есть в любой стране), то мы станем проверять... Профсоюз будет с судовладельцем выяснять отношения и требовать восстановления справедливости».

По словам Ирины Устюменко, их организация неоднократно помогала вызволять наших моряков. Например, петербуржцев, оказавшихся в команде украинского судна, перевозившего наркотики, задержанного американцами. Двоим питерским морякам грозило пожизненное заключение, но Российский союз моряков дважды отправлял в США адвоката, и в итоге ребята благополучно вернулись домой.

Скорее всего двое петербуржцев, оказавшихся на «Фаине», все же не являются членами Российского профсоюза моряков. В противном случае за несколько дней, прошедших с момента инцидента, их фамилии наверняка бы нашли в профсоюзных списках. Хотя... Когда мы пытались согласовать интервью с госпожой Устюменко, то она отказалась это сделать - ее смутил собственный ответ на вопрос о членстве захваченных моряков в российском профсоюзе. Несмотря на то, что мы привели его дословно.

Пообщавшись с деятелями профсоюзной организации, мы подумали, что ждать помощи морякам остается, видимо, только от гражданки Капицыной - именно она по документам является владелицей украинской компании - нанимателя экипажа и судовладельцем. Но есть большие сомнения, что фирма, в собственности которой находится всего одно судно 1973 года постройки, пойдет на многомиллионные затраты.

Инна ПОЛЕТАЕВА

Между тем

В пятницу Украина и Россия договорились сделать все возможное для освобождения моряков и захваченного судна. Сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота России направился в район Сомали, где в течение нескольких месяцев будет обеспечивать безопасность российских судов. Военно-Морской Флот России будет периодически направлять корабли в районы, где действуют морские пираты, для обеспечения безопасности судоходства.

↑ Наверх