Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Демографический кризис закончится в 2017 году

Прогноз главного демографа России Степана Сулакшина

Несмотря на то что демографическая политика в России в прямом смысле начинает приносить свои плоды, в целом, считают эксперты, она пробуксовывает: численность населения продолжает уменьшаться, да и мер, принимаемых государством для поддержки семьи, все равно недостаточно.

Ученые-демографы, проанализировав массу факторов, выяснили, что доля русского населения страны удивительным образом снижалась в моменты коллапса государства. Кстати, этот процесс продолжается и сегодня. Причина депопуляции русского населения - отнюдь не пьянство и не плохие условия жизни, а... падение духовности, нравственности, потеря смысла жизни! Ориентация страны на деньги, на материальный успех приведет к дальнейшему вымиранию, считают ученые. А посему ведущие демографы решили предложить свою программу действий по выводу России из демографической ямы, в которую она угодила еще в начале 90-х... С этой целью в Общественной палате были устроены слушания на тему «О системном проекте «Государственная демографическая политика в России», на которых выступили известнейшие авторитеты в области демографии.

С одним из них - генеральным директором Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степаном Сулакшиным «Вечёрке» удалось побеседовать.

Полномасштабный кризис

- Степан Степанович, как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в стране?

- Полномасштабный демографический кризис. В истории нашей страны еще не было такого периода, когда бы население устойчиво, на протяжении двадцати лет сокращалось в абсолютном исчислении. Да, были революции, массовая эмиграция, войны, но при всем при том в годы Великой Отечественной войны, после победы в Сталинграде рождаемость в тылу резко возросла.

- О чем это говорит?

- О том, что величие духа человеческого и его психологическая мотивация в демографическом поведении - фактор № 1. А что касается сегодняшних времен, то ведь не просто идет абсолютное сокращение населения, идет еще и внутренняя миграция: люди все больше уходят в города. В результате деревни, земля и леса «обезлюживаются». Дальний Восток, Сибирь, пограничье - тоже переезжают в европейскую часть страны. Вот и представьте: 500 млн. населения Китая, пограничного с Восточной Сибирью и Дальним Востоком, и 9 млн. российского населения, которое постоянно уменьшается... А это уже не просто вопрос количества людей - это вопрос судьбы государства. Государство исчезнет - с неисчислимыми бедствиями для всех нас, живущих, и наших потомков, если этот процесс не повернуть вспять.

Что такое «русский крест»

- Но ведь, по теории Льва Гумилева, у каждого этноса есть свой возраст: период младенчества, затем - время пассионарности, а после - старение и, наконец, исчезновение... Где теперь этруски, скифы, галлы? Может, это естественный процесс - вымирание русской нации?

- Теория Гумилева охватывает крупные этногенезисные процессы, которые происходили на протяжении сотен тысяч лет, она не пролонгируется на будущее. И вот почему: происходит почти экспоненциальное ускорение общечеловеческих и информационных процессов, которые естественные (этноландшафтные, природные) факторы заменяют искусственными коммуникациями внутри социума. И внутренний закон развития общества начинает преобладать над природными процессами развития. А «Теория вариативности глобального социального развития человечества», которую наш центр разработал, занимаясь проблематикой демографии, говорит вот о чем.

Да, существуют долгодействующие доминанты в развитии человечества, которые, в частности, открыл Гумилев. Но нынешние возможности социума таковы, что изменчивость этих процессов - как в положительном, так и в негативном отношении - может быть существенно большей по амплитуде, чем естественный долгодействующий процесс.

- Однако! А теперь, пожалуйста, поясните на примерах...

- Пример? Развал Советского Союза, когда возник «русский демографический крест»: массовая миграция, сверхсмертность, скачкообразное снижение рождаемости - и страна теряет до 2 - 3 млн. человек в год. Другой пример, обратного характера: 1985 год - сухой закон и перестройка. Новые веяния, ветры, надежды - и очень серьезный рост демографических показателей. Правда, к 90-м годам это все схлынуло...

Но эти примеры говорят о том, что естественная демографическая динамика может быть существенно скорректирована в положительную сторону, если государство проводит адекватную политику, если общество небезразлично к своим цивилизационно-ценностным основам - духовности и нравственности. Если все будут понимать, что государство - не только армия, огромное производство, железные дороги, а это еще и человеческий капитал.

Потери в войне и потери в перестройке сопоставимы

- Степан Степанович, все время называются разные цифры: сколько мы потеряли народу с момента развала СССР? А есть ли точные данные?

- Я вам сейчас назову цифры, которые подсчитывал сам. Прошу напрячь внимание: обычно говорится о сокращении населения по факту. Сейчас темпы сокращения - от 700 тысяч до 1 млн. душ в год. Перемножив их на количество лет, получим миллионов пятнадцать. Мы же взяли и подсчитали кроме умерших еще и не родившихся по причине снижения рождаемости. Более того, мы предложили считать каждый день и час жизни человека, то есть продолжительность жизни человека такой же ценностью, как и сам факт его существования. И если математически соотнести эти показатели, то получится, что с 1991 по 2005 год 28 миллионов душ не родились, преждевременно умерли или исчезли из-за сокращения продолжительности жизни. И это произошло не в результате глобальных естественно-демографических процессов, а из-за бездумной формулы, навязанной реформируемой стране, из-за подмены ее ценностных основ. И это на самом деле - обвинение в адрес бывшего руководства страны 90-х годов и отчасти в адрес нынешнего руководства, которое не делает должных выводов и не меняет ни монетаристской политики, ни либеральных подходов, уже подойдя в своем упорстве к очередному финансовому кризису... Обвинение примерно такое же, какое человечество выдвигало, скажем, по поводу гибели во Второй мировой войне тех же 28 миллионов советских граждан - масштаб цифр такой же.

Никакого российского народа нет

- Степан Степанович, в таком случае можно ли говорить о геноциде русского народа, на что уже давно указывают коммунисты, националисты?

- Если следовать строгому правовому определению этого понятия, то такой государственной политики в Российской Федерации не было. Говорить о геноциде русского народа не стоит, потому что схожими темпами вымирают и другие народы Федерации. Нужно говорить о другом. Есть очень сложная чувствительная грань перехода от этнических запросов русскости к цивилизационно-ценностному измерению... Ну, скажем, доминирование русского этноса в структуре населения - 82%. В Конституции написано: «Мы, многонациональный российский народ...» - но это химера! Никакого российского народа нет, и, по европейским нормам, если 82% населения - один этнос, то это никакая не многонациональная, это мононациональная страна. Вот такие противоречия есть.

И чувствительность этого вопроса в том, что от этнического измерения русскости важнее переходить к цивилизационно-ценностному измерению, ведь у нас единый язык, единая территория, единая история, единые традиции, единая культура, единый стандарт образования наконец! И когда мы эти вещи понимаем, а также понимаем, что это русские ценностные цивилизационные накопления, что русское, российское государство - это особый интегрирующий тип государства, которое брало под свое крыло и защищало многие народы в истории (как и сегодня оно это делает), то приходим к выводу: подрыв русских цивилизационно-ценностных оснований - это политика, которую проводят очень интенсивно, которую навязывали в 90-е годы советники, советчики и разного рода фонды. Это происходит и сегодня: почему-то если фашизм в России, то он, заметьте, русский, а не российский...

В связи с этим мы рекомендуем властям и обществу: понимая это, надо восстанавливать, крепить и уважать нашу историю, наши ценности.

Лопату из Средней Азии пора менять на мозги

- Вы сказали, что русских в стране - 82 процента, но мы прекрасно видим, как идет «ползучее» завоевание «титульной нации» со стороны, скажем, Китая: китайцы охотно женятся на наших девушках, чтобы иметь детей без ограничения, - у себя на родине они за это получают большие преференции... Да и на слушаниях прозвучало, что в будущем первую позицию займет узбекская нация...

- Здесь сталкиваются два подхода. Один (на мой взгляд, абсолютно торпедирующий национальные интересы и безопасность российского государства) - это открыть ворота для неуправляемой эмиграции, что, собственно, сейчас и сделано. Это очень опасно, потому что это развалит цивилизационный баланс в стране и мы столкнемся с теми же проблемами, что и Европа, но только в российском варианте все будет гораздо ужаснее, кровопролитнее и безысходнее. Второй подход: железный занавес нам не нужен, но нужен хед-хантинг - то, что делают американцы по всему миру: они стимулируют эмиграцию внутрь страны, но высококачественного человеческого капитала, людей образованных, людей с мозгами. У нас пока происходит наоборот: не «охота за головами», а «утечка мозгов».

Эмиграционный приток исключительно с трудовыми мозолями - лопата и кирка из Средней Азии. Вот это надо менять, потому что это меняет структуру населения, снижает интеллектуальный потенциал страны.

Считать материнство в рублях - путь тупиковый

- Но ведь власти страны озабочены демографическими проблемами, иначе не возник бы нацпроект по демографии...

- Понимаете, нетрудно произносить правильные слова, но трудно реализовать те цели, которые провозглашены руководством страны. Нацпроект по демографии апеллирует почти исключительно к материальным обстоятельствам жизни, материнскому капиталу. А наше исследование и исследования других специалистов показывают, что это глубокое заблуждение. Причем до такой степени ошибочное, что, идя по этому пути, можно снизить демографические показатели. Что я имею в виду? Как в Румынии есть профессиональные «рожальщицы» из цыганских племен, так и у нас появятся какие-нибудь «бомжеватые структуры», которые будут плодить тех же самых бомжей,- это что, решение проблемы? Нет! Женщине государство говорит: вот тебе цена - в рублях - твоего материнского подвига... Ну скажите, разве можно материнскому подвигу цену в рублях объявить? Это ценность другого порядка: это святость семейных отношений, святость отношений полов в любви, святость отношений родителей с детьми. Исторический закон российского развития - это трехпоколенная семья: дедушки и бабушки, отцы и матери и ребятишки... Материальный подход приведет к тому, что каждая девушка, женщина будет на счетах подсчитывать: ага, мне говорят, что 250 тысяч рублей - материнский капитал, однако мне надо родить, а значит, заплатить вот столько-то, одеть, обуть, образовать, вылечить - это два с половиной миллиона - ну, тогда пусть государство гонит монету - и я буду рожать. Путь тупиковый.

- То есть вы настаиваете на том, что духовное больше, чем материальное, влияет на демографические процессы?

- Повторяю: мы измерили, если хотите, с помощью точных аптекарских весов вес главнейших факторов, которые мотивируют российского человека (у него, подчеркиваю, специфическая психология) к детности, семейности...

Первый фактор - это смысл жизни, идейно-духовное состояние общества, семьи и индивидуума. Второе: ощущение комфортности среды и цивилизационной национальной идентичности своего государства - должно быть комфортно на той земле, на которой ты живешь... Разве в чужой стране ты будешь заводить семью, пока не адаптируешься? Третий фактор - это состоятельность государственной политики как управленческой практики. И только четвертый фактор - это социальные и материальные условия жизни.

До следующего кризиса осталось недолго?

- Что нас ждет в будущем, если, конечно, будет кому туда заглянуть?

- Я оптимист. Более того, наши прогнозы говорят, что продолжение вот этой лихоманки будет до 2017 года. Кризис усилится между 13-м и 17-м годом и будет всесторонним - экономическим, социальным... Все будет плохо, и это опять станет серьезным испытанием для страны. В 2016 - 2017 годах произойдет разрешение, снятие этих противоречий, кризисных явлений - политическая система видоизменится и начнется восходящий устойчивый рост, восстановление мировых позиций, восстановление прочности российского государства, общества, в том числе и демографическое возрастание.

- А почему именно в 2013-м будет все плохо? Мистика цифр?

- Это не мистика, это прогностика - в ней есть свои законы, правила и формулы... Если говорить коротко, то сегодня страна загнала себя в экономический и финансовый тупик, она слишком зависит от позиции Запада, а Запад как раз консолидируется в антироссийской позиции. И все, что его сейчас сдерживает,- это российские энергопоставки. Лет пять потребуется Западу, чтобы создать альтернативные источники энергетики, и вот тогда страна почувствует, куда ее завели либеральные теории и всякого рода советники из Гарварда. И соответственно, начнется оздоровление.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

ОТ РЕДАКЦИИ. Признаемся, выводы руководителя крупнейшего центра по вопросам демографии нас не порадовали. Но мы намеренно привели интервью целиком - со всеми острыми моментами - в надежде привлечь к дискуссии и других специалистов. С удовольствием предоставим слово экспертам, имеющим, быть может, и другую точку зрения.

↑ Наверх